По мере приближения срока одобрения многолетнего бюджета на период 2014-2020 годы атмосфера институциональных дебатов в ЕС накаляется, по крайней мере, по трем причинам.
Причины трений. Во-первых, дискуссия по поводу бюджета представляет собой случай, чтобы проявить вес отдельных стран во внутреннем равновесии Евросоюза. Во-вторых, в период проведения политики жестких ограничений на национальном уровне правительству любой страны трудно убедить внутреннее общественное мнение в том, что деньги, переданные на нужды ЕС, не являются подарком другим странам. В-третьих, по случаю выработки бюджета на 2014-2020 годы возникают среднесрочные проекты ЕС, направленные на большую интеграцию между странами-членами еврозоны, также и между другими государствами.
Факт заключается в том, что из-за этих трех, а также и других менее очевидных причин окончательный результат выработки бюджета совершенно неясен.
Парламент ЕС против сокращения. На уровне институтов ЕС парламент кажется органом наиболее упорно выступающим против насильственного сокращения бюджета, который другие хотели бы навязать.
На пленарной сессии 22 и 23 октября этого года обсуждалась и была одобрена резолюция, предложенная двумя депутатами, отвечающими за выработку общего бюджета на 2014-2020 годы, которая справедливо опиралась на принцип, согласно которому, «ресурсы должны соответствовать амбициям». Этот принцип отражен и в названии внутреннего информационного сообщения о деятельности парламента. В этой резолюции содержится резкий отпор любой гипотезе сокращения бюджета особенно в нынешней деликатной для европейской экономики фазе. Предполагаются адекватные инвестиции в исследования и повышение конкурентоспособности.
Резолюция одобрена, англичане против. Итак, требование сокращения, выдвинутое в прошлые месяцы Советом ЕС, было отвергнуто, парламент выступил на стороне Европейской Комиссии, предложившей многолетний бюджет. Эта резолюция была одобрена большинством голосов, но почти все английские евродепутаты, проголосовали против нее: как лейбористы, так и либерал-демократы не прислушались к рекомендациям соответствующих групп. Это доказывает то, что антиевропейский крестовый поход Кэмерона, хотя и смягченный в тонах после его недавно занятой позиции против возможного референдума о присутствии Великобритании в ЕС, опирается на настроения англичан независимо от их партийной принадлежности, характерные для данного исторического периода.
8,9 миллиарда в текущем году. Кроме того, не без налета справедливого сарказма евродепутаты предложили министрам финансов отдельных стран ЕС лучше обосновывать требования помощи от ЕС на фоне пропагандистских предложений о сокращении бюджета на будущие годы. Между тем, в нынешнем году требуются 8,9 миллиарда евро в бюджете ЕС, чтобы выполнить обязательства, взятые на себя Евросоюзом по отношению к странам-членам.
Комиссии нужен адекватный бюджет. Не менее решительно, чем парламент, против сторонников сокращения многолетнего бюджета выступает Европейская комиссия. Совет ЕС в данный момент под председательством главы правительства Кипра предложил сокращение бюджета на 50 миллиардов евро на основе указаний большинства правительств. Европейская комиссия через своего пресс-секретаря Оливье Байи (Olivier Bailly) тут же выступила против этого предложения, подчеркнув, что будущий многолетний бюджет ЕС должен быть «инструментом инвестиций, нацеленных на экономический рост и увеличение занятости».
Парламент может наложить вето. Разногласия по поводу многолетнего бюджета будут обсуждаться 22 и 23 ноября на европейской встрече, где должна быть достигнута договоренность между парламентом и Советом ЕС. Но сегодня пока трудно сказать, смогут ли они договориться. Конечно, Англия грозит наложить вето, если окончательное решение ее не удовлетворит, но и парламент не намерен уступать. Действительно, в информационном сообщении подчеркивается, что «парламент имеет право вето при урегулировании многолетнего бюджета, который фиксирует ограничения на все статьи бюджета на каждый год рассматриваемого периода».
Попытки сокращения бюджета на 2013 год. Будем надеяться, что право вето будет использоваться мудро и как сдерживающая сила. В настоящий момент важно, чтобы ЕС смог как можно быстрее одобрить бюджет на 2013 год. В июле прошлого года Совет ЕС потребовал снизить расходы на 1,9 миллиарда евро, что сказалось бы на программах Эразмус Мундус и Социальный Фонд, которые уже в прошлом году испытывали недостаток средств. Парламент на пленарной сессии в октябре выступил против этого предложения. Уже с пятницы, 26 октября стали отсчитываться дни (21 день), в течение которых должно быть достигнуто соглашение между Советом и парламентом. Финальная встреча состоится 9 ноября. Следовательно, очень вероятно, что бюджет на 2013 год не будет поставлен на окончательное голосование на пленарной сессии в ноябре.
Какова будет судьба Европы? Очень скоро наступит момент, когда надо будет открыто выложить карты на стол в этой деликатной партии между европейскими лидерами. Тогда мы увидим, намерены ли они поддерживать и развивать в будущем проект социальной и крепкой Европы, европейскую интеграцию, что должно выразиться в конкретной политике, в том числе и через фонды бюджета Евросоюза.