Акции протеста родственников заключенных у ксанской колонии переросли в столкновения с охраной. В этом исправительном учреждении уже голодают около 2000 человек. Тем временем, митинги с требованием отставки руководства тюрем постепенно распространяются по всей территории страны, угрожая перерасти в повсеместный бунт и восстание.
В ночь на понедельник участники акции у колонии №15 в селе Ксани получили информацию от одного из заключенных о том, что власти намерены использовать части специального назначения для наведения порядка в исправительном учреждении, где накануне около 30 человек объявили голодовку с требованием отставки начальника тюрьмы Нукри Хухуа.
Близкие осужденных попытались ворваться на территорию тюрьмы и избили одного из охранников. Затем они перекрыли въезд в колонию и, по сути, забаррикадировались у главных ворот, не пропуская ни одну машину. За всем происходящим внимательно следили около 2 тысяч заключенных тюрьмы. Позднее они, все как один, присоединились к голодовке. Некоторые даже зашили себе рот.
Само по себе примечательно, что митингующие получили информацию о возможном задействовании «спецназа» непосредственно из тюрьмы по мобильному телефону, а ведь еще несколько месяцев назад – до октябрьских событий и смены власти в стране – заключенным строго запрещалось иметь телефон. За это они могли попасть в карцер.
Однако новое правительство Бидзины Иванишвили пришло к власти под лозунгом защиты прав человека и прекращения насилия в тюрьмах. По мнению большинства наблюдателей, именно кадры пыток и глумления над человеческим достоинством в глданской тюрьме № 8, а также массовые акции протеста, развернувшиеся по всей стране, сыграли определяющую роль в поражении на парламентских выборах «национального движения» Михаила Саакашвили и победе «Грузинской мечты» Бидзины Иванишвили.
Десятки тысяч заключенных явно пытаются воспользоваться ситуацией, чтобы облегчить свою участь. Они понимают, что правительство Иванишвили не сможет без потери лица принять жесткие меры. Но с другой стороны, митинги и акции протеста у тюрем приобретают все более широкий характер, охватывая пенитенциарные учрежденья по всей стране.
Известная правозащитница, руководитель НПО «бывшие политзаключенные за права человека» Нана Какабадзе заявила в интервью RFI, что события в тюрьмах – это неизбежная реакция на многолетние нарушения прав человека.
«В течение многих лет эти люди терпели пытки и издевательства в тюрьмах, не смея даже рассказывать об этом, потому что боялись еще худших пыток и избиений. И вот режим пал. Теперь у них есть возможность открыто говорить. Разумеется, многолетнее недовольство сразу вырвалось на свободу. Есть случаи, когда заключенные не могут совладать с собой и выходят за всякие рамки в своих поступках и требованиях. Но мы призываем власти с пониманием отнестись к ситуации и ни в коем случае не применять силу».
Другой диссидент советской эпохи адвокат Гела Николаишвили не исключает, что волнения в тюрьмах спровоцировали бывшие чиновники из администрации президента Саакашвили.
«Происходящее сегодня наводит на довольно серьезные подозрения: когда бывший, нечеловеческий и садистский режим в тюрьмах был упразднен, заключенные почувствовали облегчение и определенную свободу действий. Этим уже постарались воспользоваться бывшие власти – пропрезидентская партия «Единое национальное движение», в интересах которой создать хаос. Можно предположить (это всего лишь предположение), что они всему этому и способствуют».
RFI: Но каким образом бывшие чиновники могли спровоцировать столь масштабные события?
«Они могут подстрекать. Ведь у них в тюрьмах есть агенты, которые сотрудничали с ними все эти годы. С их помощью очень легко спровоцировать напряженность».
RFI: На ваш взгляд, могут ли эти эксцессы перерасти в масштабный бунт во всех тюрьмах по всей территории страны?
«Если власти не будут активно противостоять всему происходящему и не займут правильную позицию, разумеется, такая опасность существует».
Министр исполнения наказаний и пробации Созар Субари подтвердил на специальном брифинге, что, по данным спецслужб, масштабные акции готовятся и во всех других пенитенциарных учреждениях.
Он предупредил, что в крайнем случае МВД будет вынуждено применить силу. В том числе против близких и родственников, которые, по его словам провоцируют заключенных.
Тем временем, наблюдатели обращают внимание, что волнения в тюрьмах начались после того, как в прессу просочились сведения о готовящейся амнистии. Согласно этим данным, амнистия не коснется тех, кто отбывает срок за тяжкие преступления, что естественно вызывает недовольство осужденных по этим статьям. А создавая напряженность вокруг тюрем, они, по сути, предупреждают власти о тяжелых последствиях в случае, если их оставят отбывать срок, тогда как другие выйдут на свободу.