Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Отставка Сердюкова ставит российскую военную реформу под угрозу

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Российский президент Владимир Путин утверждает, что уволил Сердюкова для того, чтобы следственные органы провели расследование масштабной коррупции в Министерстве обороны. Однако сообщения в российских и западных СМИ информации указывают на то, что главными причинами отставки Сердюкова могли стать политические интриги и разрыв в семье бывшего министра. Есть и третья, более глубокая причина.

Вчера Сергей Шойгу официально вступил в должность министра обороны России, хотя причины внезапной отставки его предшественника Анатолия Сердюкова до сих пор не ясны.

Российский президент Владимир Путин утверждает, что уволил Сердюкова для того, чтобы следственные органы провели расследование предполагаемой масштабной коррупции в Министерстве обороны. Сердюкова, который начал борьбу с коррупцией в рядах вооруженных сил, обвиняют в том, что он позволил своим непосредственным подчиненным и членам их семей обогащаться более изощренными способами, например, за счет продажи наиболее ценных объектов недвижимости Министерства обороны по заниженным ценам в обмен на откаты.

Однако сообщения в российских и западных средствах массовой информации указывают на то, что главными причинами отставки Сердюкова могли стать политические интриги и разрыв в семье бывшего министра. Похоже, произошла личная ссора между Сердюковым и влиятельными российскими руководителями, среди которых - председатель совета директоров Газпрома и ключевой путинский союзник Виктор Зубков, являющийся к тому же тестем Сердюкова. Чета Сердюковых недавно рассталась, а у самого экс-министра якобы начался роман с подчиненной, которая сейчас находится под следствием по обвинению в коррупции.

Читайте также: Путин отправил в отставку министра обороны

Однако есть и третья, более глубокая причина ниспровержения Сердюкова. Хотя он и российское политическое руководство работали в полной гармонии и добились определенных успехов в реформировании российской армии, они настроили против себя значительную часть офицерского корпуса и военного истэблишмента. Не исключено, что Путин, обеспокоенный снижением своей популярности в войсках и в других структурах, решил пожертвовать министром обороны, поскольку Сердюков выполнил свою функцию и разрушил старую систему, оставшуюся с советских времен.

Неожиданное назначение Сердюкова в феврале 2007 года - а он стал первым в России гражданским министром обороны - стало отражением надежд Кремля на то, что человек, не поднимавшийся по карьерной лестнице военно-промышленного комплекса, с большей готовностью будет решать проблемы неэффективности и коррупции в оборонном ведомстве. Отслужив в армии в молодые годы и выполнив таким образом долг перед страной, Сердюков демобилизовался и начал карьеру бизнесмена (возможно, при покровительстве Зубкова), которая со временем привела его на пост главы государственной налоговой службы.



Поскольку российская армия слабо проявила себя во время августовской войны 2008 года с Грузией, у Сердюкова и его коллег появилась возможность взяться за осуществление более радикальных реформ с целью устранения принципиальных изъянов и недостатков в Министерстве обороны. Воспользовавшись чувствами разочарования и обеспокоенности, которые возникли после войны, Сердюков расширил свои действия по реализации военной реформы, переключив основное внимание с антикоррупционной борьбы и закупок на более обстоятельную работу по перестройке всех вооруженных сил. Считая необходимым разрушить существующую структуру, а на ее месте создать новую, Сердюков своими действиями вызвал мощное сопротивление и недовольство в рядах российского военного руководства.

Также по теме: Москва откажется от вертолетов Eurocopter?

Ключевая цель реформы состояла в преобразовании вооруженных сил советской эпохи, созданных для ведения глобальной войны с Западом, и в превращении их в оптимальный институт для ведения успешных военных действий в локальных конфликтах и в борьбе с вооруженными формированиями боевиков. Для того, чтобы превратить построенную на принципе массовой мобилизации армию в более компактную, лучше обученную и эффективную военную силу, находящуюся в постоянной боевой готовности, надо было сократить численность офицерского состава и количество воинских частей. На смену прежней системе крупных, но недоукомплектованных дивизий и полков пришла более гибкая бригадная структура. С 2008 года было уволено примерно 40000 офицеров, а количество заветных генеральских должностей сократили с 1107 до 610.

Первые несколько  лет Сердюков возглавлял усилия по реализации реформы в основном  в одиночку, а российское политическое руководство старалось держаться в стороне, предоставляя министру отвечать на критику и затыкать пробоины, неизбежно возникающие в ходе реформ. Недовольные офицеры и эксперты обвиняли Сердюкова в отсутствии командного опыта, в нежелании прислушиваться к советам военных и в склонности назначать на руководящие посты в Министерстве обороны молодых дам, с которыми он работал в налоговом ведомстве - ведь это были генерал-лейтенантские и генерал-полковничьи должности.

Однако Путин во время своей предвыборной кампании выразил активную поддержку программе военной реформы, вызывающей неоднозначную реакцию, заявив, что у России - нет выбора. «Ничего не меняя, ограничиваясь постепенными и половинчатыми преобразованиями, мы могли рано или поздно окончательно утратить свой военный потенциал, потерять наши Вооруженные Силы как дееспособный организм», - писал он.

Читайте также: Москва закажет еще два «Мистраля»

Один из недостатков программы реформирования армии состоял в том, что в ней не было ясного понимания направления движения. Отдельные инициативы в области реформ казались логичными, однако весь механизм в целом выглядел туманно. Например, Министерство обороны так и не подготовило официальный документ с описанием военных реформ в России, а также лежащей в их основе логики и целей.

В последние годы российская исследовательская организация Центр анализа стратегий и технологий проводит блестящую работу по документированию процесса реформ, показывая взаимосвязи между различными инициативами и создавая аналитический фундамент для понимания их целей и результатов.

Но некоторые ключевые элементы реформы натолкнулись на препятствия. Например, Министерство обороны отказалось от своего курса на профессионализацию вооруженных сил. Незадолго до своей отставки Сердюков подтвердил, что министерству придется на неопределенное время сохранить призыв, поскольку государству не хватает средств для обеспечения исключительно профессиональной армии, где требующие гораздо больших затрат солдаты-добровольцы служат по контракту. А призывники служат всего 12 месяцев, что накладывает определенные ограничения на уровень их подготовки и эффективности.



Также по теме: Новый министр обороны Россиии - тувинец, буддист и не петербуржец

Пока не ясно, обладает ли Шойгу тем сочетанием целеустремленности, самонадеянности и пренебрежения к российскому офицерскому корпусу, которое позволило Сердюкову взяться за осуществление самой успешной за последнее десятилетие, как считают некоторые аналитики, государственной программы реформ. Шойгу - человек популярный, он провел огромную работу по созданию Министерства по чрезвычайным ситуациям, которым руководил на протяжении почти двадцати лет. Шойгу получил звание генерала армии, поскольку это министерство военизированное, и имеет соответствующие задачи и возможности. Вместе с тем, он во время многих кризисных ситуаций успешно сотрудничал и взаимодействовал с военными. Однако он не демонстрирует никакого интереса и намерения реформировать Министерство обороны и бросать вызов российскому истэблишменту.

К сожалению, некоторые негативные привычки и обычаи настолько глубоко укоренились в российской оборонной сфере, что на их устранение может уйти лет десять, а то и больше. Благодаря реформам, на сегодня удалось ликвидировать старую организационно-штатную структуру, которая выглядела как уменьшенная версия советских вооруженных сил. Однако более эффективная структура на ее месте так и не появилась. А поскольку Сердюкова уволили, успех этого долгосрочного проекта сейчас вызывает сомнения.

Ричард Вайц - старший научный сотрудник института Хадсона (Hudson Institute) и главный редактор World Politics Review.