Иван Мосеев, лидер поморского движения Беломорья, руководитель Института коренных и малочисленных народов САФУ, обвиняется в государственной измене в пользу соседней Норвегии (статья 275 Уголовного кодекса РФ) и в разжигании межнациональной розни (статья 282). Судебные слушания начнутся в Архангельске в понедельник.
Норвежские спецслужбы
В документах из уголовного дела указывается, что «норвежскими спецслужбами через Мосеева И.И. ведется работа по дестабилизации социально-политической обстановки в Архангельской области»;
«Мосеев И., при поддержке иностранных структур осуществлял деятельность, направленную на признание органами федеральной власти РФ поморов как коренного малочисленного народа Севера и включения территории их проживания в юрисдикцию международного права, что может привести к нарушению территориальной целостности России»;
«Мосеев И.И. обращался к представителям власти Архангельской области с предложением по созданию “Поморской республики”»;
«Мосеев И.И. при поддержке иностранных спецслужб создал за рубежом организацию «Поморское братство», которая объединила поморов Баренцева региона».
Сотрудничество с Варде
Иван Мосеев – самый активный приверженец восстановления культурных и исторических связей между Архангельском и Варде (Северная Норвегия).
«Я его прекрасно знаю. Его сотрудничество с нами в Варде находилось в области культуры и истории», - рассказывает BarentsObserver Тур Робертсен, тесно сотрудничавший с Мосеевым на протяжении последних 20 лет. Вместе они издали, в числе прочего, детскую книжку со сказами тех времен, когда поморы вели торговлю рыбой и сельскохозяйственной продукцией между Варде и Архангельском
Баренцево сотрудничество
С начала 90-х Тур Робертсен - пионер в региональном сотрудничестве между Норвегией и Архангельской областью. Занимая пост в администрации губернии Финмарка, он входил в состав Баренцева регионального комитета и правления Норвежского Барнецсекретариата.
«Я совершенно не понимаю причин для обвинений, - говорит Тур Робертсен. – Я хорошо его знаю, он не занимался ничем иным, кроме укрепления исторических и культурных связей, уходящих корнями в старую поморскую торговлю».
Осенью прошлого года Иван Мосеев дал интервью BarentsObserver.
Исторические связи
Поморская торговля велась между беломорскими поморами и жителями побережья Северной Норвегии в период между 1740 и российской революцией 1917 года. Рыбопромысловый город Варде на крайнем северо-востоке Норвегии выступал в роли ворот в Норвегию для множества русских, приплывавших сюда с Белого моря.
С официальным открытием Баренцева сотрудничества 20 лет назад исторические связи между Архангельском и Варде снова стали актуальными.
«Иван Мосеев останавливался у меня дома. В Варде он бывал много раз - например, когда мы организовывали Поморский фестиваль прошлым летом», - рассказывает Реми Странд, местный политик, активно работающий над развитием связей с Архангельском.
Турвал Столтенберг
Мосеев находился в Варде и в конце июля 2010 года, когда экс-премьер-министру Норвегии, на тот момент министру иностранных дел Турвалу Столтенбергу присвоили звание почетного помора. В 1993 году Столтенберг стоял у истоков Баренцева сотрудничества вместе с министром иностранных дел России Андреем Козыревым.
Почетными поморами являются также Реми Странд и Тур Робертсен.
ФСБ с обыском
По информации газеты «Коммерсант», в ФСБ взялись за поморское движение после публикации в журнале «Коммерсант Власть» статьи в июне этого года. В той статье шла речь о работе Ивана Мосеева по сохранению поморской культуры и говора, а также над признанием поморов малым коренным народом. «Утром 25 июня к Мосееву ворвались сотрудники ФСБ: напугали детей, изъяли его ноутбук, ноутбук его жены, компьютеры детей, флеш-карты, диски, архивные материалы, документы. Спрашивали, часто ли Мосеев бывает в Норвегии, проверяли загранпаспорт», - пишет газета. ФСБ добилась через суд разрешения на прослушивание телефона Мосеева в течение 180 дней.
Ряд осуществляющихся между Архангельском и Варде проектов, в которых принимал участие Иван Мосеев, получает поддержку от Норвежского Баренцсекретариата. По мнению главы Баренцсекретариата Рюне Рафаэльсена, Мосеев – выдающийся деятель в выстраивании связей между Северной Норвегией и Архангельской областью».
«Мосеев участвовал в восстановлении старых добрых связей с Варде. Мы никогда не замечали ни малейших проявлений сепаратизма, только мирное сотрудничество», - говорит он.
Государственная измена в широком смысле
1 ноября Госдума приняла скандальный закон о расширенном толковании определения государственной измены. Под определение государственной измены попадает не только предоставление секретной информации иностранному государству, но и «предоставление финансовой, технической, консультационной или другой помощи» в том числе международным организациям, если те ведут деятельность, направленную на причинение ущерба безопасности России.
Дело Ивана Мосеева – первое дело, в рамках которого в отношении участвующего в Баренцевом сотрудничестве человека может быть вынесен приговор по новому закону.
От 12 до 20 лет тюрьмы
Статья 275 УК РФ о государственной измене предусматривает в качестве наказания лишение свободы на срок от 12 до 20 лет.
Единственным, кто в современной российской истории был оправдан в суде после предъявления ФСБ обвинений в государственной измене по 275 статье, был Александр Никитин. ФСБ арестовала его в 1996 году после публикации доклада норвежской организации «Беллона» о рисках, связанных с радиоактивным загрязнением на Северном флоте, в подготовке которого он принимал участие. После четырех лет судебных разбирательств в 2000 году Никитин был признан невиновным решением Верховного суда.