Результат президентских выборов определяется в Америке голосами так называемых выборщиков. Если кандидату удается набрать 270 или более голосов из 538, то он однозначно побеждает своего соперника. В этот раз Обама набрал более 300 голосов: его победа была несомненной, и поэтому Митт Ромни тут же признал свое поражение.
Однако победа Обамы не была легкой. Если принимать во внимание не голоса выборщиков, а реальный процент голосов, который получил в стране каждый из кандидатов, то мы увидим, что их силы были примерно равны: каждого поддерживала приблизительно половина электората с разницей всего лишь в один процент. Такая ситуация уже складывалась в США на выборах 1960-го, 1976-го, 2000-го и 2004-го года. Иными словами, американские избиратели четко разделились на два лагеря: “красных” (республиканцы) и “синих” (демократы).
Результаты выборов в Палату представителей и Сенат, которые прошли одновременно с президентскими выборами, тоже не вызывают удивления. Палата представителей все так же остается в руках республиканцев, в то время как Сенат по-прежнему контролируют демократы. Поэтому, несмотря на то, что Обама одержал победу на выборах, ему достается страна, разделенная на два противоборствующих лагеря, и Конгресс, в котором уже 4 года практически любое решение принималось в атмосфере напряженной борьбы между демократами и республиканцами.
Да, Обаме удалось добиться переизбрания, он снова стал хозяином Белого дома. Но путь, по которому президенту придется идти ближайшие 4 года, будет тернистым. Вероятность того, что демократам и республиканцам удастся добиться взаимопонимания и достичь компромисса по важнейшим вопросам, мягко говоря, не очень велика. Эти выборы запомнились не только беспрецендентным уровнем расходов на предвыборную агитацию, но и тем, что в условиях примерного равенства сил полемика, вспыхнувшая между двумя лагерями, была необычайно ожесточенной. По многим важным проблемам взгляды Обамы и Ромни расходятся диаметрально. Возьмем, например, вопрос развития экономики. Один считает, что государство должно играть в ее урегулировании важную роль, другой ставит на рынок. Один предлагает повысить налоги, другой – понизить. Понятно, что такого рода противоречия сгладить будет нелегко.
Обаме, снова севшему в президентское кресло, вновь придется искать ответ на те трудные вопросы, которые поставил перед ним первый президентский срок. Ежегодный дефицит бюджета США достигает одного триллиона долларов, государственный долг вырос до 16 трлн долл., над страной по-прежнему нависает тень финансового кризиса, а, скажем, реформа системы здравоохранения тяжким грузом ляжет на плечи общества. Как решить все эти проблемы? В течение предыдущих четырех лет четкий ответ так и не был найден. Обама, избранный на второй срок, больше уже не сможет баллотироваться в президенты, поэтому он может не беспокоиться о своем тыле. В теории, это самое время для того, чтобы смело, без оглядки на кого-либо, проводить действительно важные реформы, но в действительности очень высока вероятность того, что республиканцы будут всеми силами мешать Обаме в Конгрессе, чиня всевозможные препоны. Ситуация очень непростая.
С уверенностью можно сказать, что для того, чтобы вырваться из западни, в которой оказалась Америка, двум партиям необходимо работать вместе. Смогут ли два лагеря, только что забрасывавшие друг друга грязью и боровшиеся не на жизнь, а на смерть за каждого выборщика, тут же забыть старые обиды, отложить в сторону предубеждения и взяться за совместную работу? Думаю, в текущей обстановке никто не стал бы делать уверенных прогнозов. Вот и нам остается только надеяться, что президент Обама сможет эффективно расправиться с нависающими над страной проблемами: это не только вдохнет новую жизнь в экономику США, но и благоприятно скажется на восстановлении всей мировой экономики.
Помимо экономики, немало вопросов ставит перед Обамой и дипломатическая сфера. Ближний Восток лихорадит, вновь поднимает голову терроризм, по-прежнему сохраняется напряженная обстановка в Южно-Китайском море... Госсекретарь Хиллари Клинтон вскоре покинет свой пост. Кто займет ее место? Какую политику будет проводить новый госсекретарь? Это нам еще предстоит выяснить, хотя, как отметил премьер-министр Сингапура Ли Сянлун, поскольку во главе страны вновь стоит Обама, можно рассчитывать на то, что хотя бы в некоторой степени новая политика США будет перекликаться с тем курсом, который страна проводила последние 4 года.
Какой политики Америка будет придерживаться в азиатском регионе? Сохранится ли курс на “возвращение в Азию” и “продвижение на восток”? Это вопросы, которым в Азии сейчас уделяется особенное внимание. Через несколько дней в ходе 18-го съезда КПК и в Китае произойдет обновление политической верхушки. Китайско-американские отношения будут играть в мировой политике исключительно важную роль, в этом плане ничего не изменилось. Однако для того, чтобы новая команда Обамы и новые лидеры Китая привыкли друг к другу, должно пройти какое-то время. В то время, как США и Китай стремятся к сохранению стратегического баланса, для стран региона самым важным остается вопрос обеспечения мира и стабильности.
Перевод выполнил Федор Кокорев.