«Арабская весна», ставшая причиной серьезных политических изменений в арабском мире, была поддержана региональными державами - Турцией и Ираном.
Иранские официальные лица заявили, что «арабская весна», начавшаяся в Тунисе, а затем охватившая Египет и Ливию, берет свои истоки в иранской Исламской революции. Касаясь же «арабской весны» в Сирии, как сирийские, так и иранские официальные лица в один голос заявили, что она служит интересам Израиля.
Что касается позиции Анкары в этом вопросе, то, по мнению турецких официальных лиц, «арабская весна» является политическим процессом, относящимся к арабским странам и вызванным необходимостью в демократизации региона.
Не исключено, что после Сирии «арабская весна» перекинется на соседние государства, прежде всего на Ливан.
Если учесть разнообразие региона в этническом и религиозном плане, то на фоне происходящих событий можно видеть появление новых «игроков». Так, в связи с затягиванием сирийского конфликта более усиленно стал раздувать курдский вопрос. С появлением на повестке курдского вопроса можно видеть демонстрацию политической активности курдской администрации на севере Ирака.
Одновременно можно наблюдать активизацию террористической организации РПК внутри Турции, а также более открытую демонстрацию на политической арене идей Партии мира и демократии (ПМД).
Несмотря на то, что правительство Турции активизирует военные операции по уничтожению террористов РКП и ведет пропагандистскую работу, можно сказать, что все это недостаточно эффективно. Одним из самых интересных моментов на фоне активизации террористов РПК в Турции является заявление Салахаддина Дамирташа, лидера ПМД, которая выступает как гарант политических интересов курдов, о том, что борьба с РПК будет продолжаться и через 100 лет.
Действительно, не вызывает ни у кого сомнений то, что «арабская весна» в регионе рано или поздно начнет развиваться не в том русле. Даже бывший аналитик турецкой разведки Махир Кайнак в интервью прессе страны заявил, что «арабская весна» окажет влияние и на саму Турцию.
А лидер РПК Мурад Караилан в интервью катарскому телеканалу «аль-Джазира» заявил о надеждах на то, что, вдохновляясь «арабской весной», в регионе произойдет «курдская весна». Караилан также заявил, что опасается того, что турецкие курды являются частью изменений в регионе.
Хотя в происходящих сегодня на Ближнем Востоке процессах официальная Анкара и представляется ведущей силой, предположения дают основания говорит о том, что новым игроком на севере Ирака является курдская администрация, и она постарается воспользоваться этим в пределах своих возможностей.
Одним из самых интересных моментов является обсуждение 20 октября лидера организации «Братья-мусульмане» Рияда аль-Шуфки, которая считается автором «арабской весны» в Сирии, с лидером курдской администрации Масудом Барзани ситуации в Сирии и общих интересов сторон.
Одним из немаловажных факторов является желание Движения исламского единства (Yekgirtoya Îslamî), действующего при курдской администрации Ирака, играть роль моста между сирийской ветвью «Братьев-мусульман» и другими курдскими организациями.
В каком направлении будут развиваться попытки «Братьев-мусульман» создать союз с сирийскими курдами, покажет время. Однако происходящее в регионе, затягивание сирийского конфликта, активизация террористической организации РПК, вооружение Ирака дают основание говорить о том, что Анкара стоит перед опасностью превратиться не в ведущую силу предполагаемых перемен, а в их часть.