Так уж исторически сложилось, что 7 ноября покой нам только снится. Было время, стройными рядами шагали перед кумачовыми трибунами, в 2007-м оппозицию, а заодно и непричастных к митингам горожан потравили газами, жестоко разгоняя митингующих.
В этом году в ночь на 7 ноября в Тбилиси были задержаны начальник Объединенного штаба ВС Грузии Георгий Каландадзе и командир 4-й бригады Министерства обороны Зураб Шаматава по распоряжению нового министра юстиции Теи Цулукиани и с ведома нового генпрокурора Грузии Арчила Кбилашвили.
Задержаны оба были после допроса бывшего министра обороны Грузии Бачо Ахалаи. Оппозиция неоднократно обвиняла Ахалая в различных злоупотреблениях. Тем не менее, в начале ноября, уже после того, как его оппоненты оказались у власти, бывший министр вернулся в Грузию и заявил, что готов ответить на вопросы правоохранительных органов. Вот его и вызвали на допрос в прокуратуру в качестве свидетеля и задержали.
Утром было объявлено, что все трое задержаны по обвинению в избиении солдат. По словам генпрокурора, на них поступила жалоба от шести военнослужащих - предполагаемых жертв избиения. Как следует из текста жалобы, в октябре 2011 года Ахалая в присутствии Каландадзе и Шаматава в своем кабинете «нанес шести военнослужащим словесные и физические оскорбления, в том числе ударил одного военнослужащего рукояткой ножа по голове». Затем, как утверждается, военнослужащие были доставлены на военную базу в Вазиани и там, на плацу, подверглись новым издевательствам («словесным и физическим оскорблениям»).
Сами задержанные обвинения в свой адрес отвергают. Как утверждает адвокат Ахалаи и Каландадзе, Давид Деканоидзе, его подзащитные не знают военнослужащих, от которых поступила жалоба. Юрист добавил, что начальник объединенного штаба считает действия силовиков оскорбительными. «Георгий Каландадзе - действующий генерал, 17 лет прослужил в вооруженных силах Грузии, - заявил адвокат. - Он был ранен в августовской войне. Он чувствует себя оскорбленным, что его задержание произошло без оснований».
Секретарь Совета безопасности Гига Бокерия заявил, что в случае с Каландадзе новые власти пытаются добиться его отставки, а затем назначить на освободившееся место своего выдвиженца. Просто уволить Каландадзе противники Саакашвили не могут: вопрос назначения и увольнения начальника Объединенного штаба, согласно Конституции, находится в компетенции президента.
Позднее генпрокурор Грузии Арчил Кбилашвили, прокомментировал дополнительные обвинения, предъявленные бывшему министру обороны Бачо Ахалая. По словам прокурора, Ахалаю обвиняют в том, что он незаконно удерживал в тбилисской квартире некоего гражданина, у которого перед этим вымогал дорогостоящий автомобиль.
Адвокат бывшего министра Иосиф Джанашвили, комментируя второе обвинение, заявил, что оно «касается инцидента в ресторане». Однако более подробных объяснений юрист не дал.
В свою очередь, генпрокурор Грузии, выступая 9 ноября, заявил, что на Бачо Ахалаю поступила жалоба от некоего гражданина. Автор жалобы утверждает, что в сентябре 2011 года, находясь в ресторане, он подвергся издевательствам со стороны Ахалаи, тогдашнего заместителя начальника Объединенного штаба ВС Георгия Каландадзе и тогдашнего начальника тюремного департамента Давида Чакуа. Якобы они «нанесли ему физические оскорбления», а затем потребовали «передать дорогостоящий автомобиль в дар Министерству по исполнению наказаний».
Пострадавший утверждает, что согласился - ключи от машины были переданы представителю Ахалаи. Затем, по словам автора жалобы, его отвезли в одну из квартир в Тбилиси, где насильно удерживали до вечера. Затем его освободили и вернули автомобиль (в чем, исходя из этого рассказа, заключался смысл вымогательства и похищения, неясно).
9 ноября в Тбилиси была организована акция в поддержку арестованных перед зданием Тбилисского городского суда, который должен назначить задержанным меру пресечения.
В итоге горсуд принял следующее решение: Георгию Каландадзе и Зурабу Шаматаве позволено выйти на свободу под залог в 20 тысяч лари. Бачо Ахалаю суд оставил под стражей. Ему назначена мера пресечения в виде двухмесячного ареста. Бывший министр внутренних дел и обороны помещен в Глданскую тюрьму №8.
По информации заместителя министра по исполнению наказаний, пробации и юридической помощи Грузии Георгия Гиоргадзе, Ахалая помещен в одиночную камеру, его безопасность будет обеспечена по нормам, предусмотренным законодательством.
Между тем, даже если отвлечься от риторики соратников Саакашвили, обвиняющих новую власть в «политической расправе», обстоятельства задержания вызывают некоторые вопросы. Того же Ахалаю оппозиция обвиняла в гораздо более серьезных преступлениях. А новое руководство Министерства обороны уже заявило, что в бюджете ведомства обнаружен «дефицит» на сумму более ста миллионов лари (кстати, преемник Ахалаи на посту министра обороны Дмитрий Шашкин, занимавший этот пост с июля по октябрь 2012 года, подтвердил, что, действительно, принял дела в таком состоянии).
Однако в итоге соратника президента задержали по гораздо менее серьезным обвинениям. При этом новый генпрокурор Грузии сообщил, что расследование в отношении Ахалаи пока ведется только по эпизоду о предполагаемом избиении. Получается, что доказательств преступлений Ахалая, о которых годами твердила оппозиция, у нынешней власти нет. Кроме того, складывается впечатление, что дело об избиении солдат было заведено в спешке, чтобы получить хоть какое-то основание для его задержания (еще 6 ноября, кстати, генпрокурор Грузии утверждал, что задержание экс-министра «не планируется»).
О том, что привлечь к ответу бывшего министра новой власти будет сложно, ранее предупреждала правозащитница Нана Какабадзе. «Несмотря на то, что всем известно, каким «деятелем» был Ахалая, все равно необходимо наличие неопровержимых доказательств», - отмечала она. А прежняя власть, по мнению правозащитницы, позаботилась о том, чтобы замести следы.
Очевидно и то, что любые попытки давления на подследственного - если они будут иметь место - негативно скажутся на имидже новой власти, постоянно заявляющей о готовности соблюдать закон и подчеркивающей свое отличие от прежнего «режима».
Есть, впрочем, другой вариант. О нем заявила правозащитница Лия Мухашаврия, которая считается кандидатом на пост нового омбудсмена Грузии. «У Ахалаи будет возможность заключить процессуальное соглашение с прокуратурой и этим спасти себя, но только в том случае, если он даст показания против вышестоящих должностных лиц», - объяснила она. Если следовать этой версии, то и возбуждение дела по менее серьезному обвинению можно рассматривать как часть сделки: бывшему министру, возможно, предоставили шанс дать показания на кого-либо из высших эшелонов власти и отделаться наказанием лишь за «избиение солдат». Нельзя исключать и того, что Ахалая, возвращаясь в Грузию, сам предусмотрел такой вариант и именно поэтому не опасался ареста.
Депутатам из партии Саакашвили в парламенте тем временем уже намекнули, что кое-кто из них может стать следующим. Как выразился лидер нового парламентского большинства Давид Саганелидзе, на них «также вежливо заведут дела и допросят». Обращаясь к представителям бывшей правящей партии, он добавил, что некоторых из них «не спасет даже депутатский иммунитет».
Тем временем, президент Грузии Михаил Саакашвили дал указание начальнику Объединенного штаба Вооруженных сил Грузии Георгию Каландадзе приступить к исполнению своих обязанностей. Как сообщает администрация президента, Саакашвили принял освобожденного из-под стажи под залог Каландадзе в президентском дворце. Саакашвили отметил, что правительства, партии и президенты приходят и уходят, а госинституты, в том числе армия, остается. «Я поручаю вам вернуться в штаб и возобновить работу», - заявил Саакашвили. Однако исполняющим обязанности Объединенного штаба ВС Грузии назначен Вахтанг Капанадзе, сообщает Минобороны Грузии.
Адвокаты бывшего министра обороны Бачо Ахалаи обжаловали решение Тбилисского апелляционного суда. Как заявил в беседе с журналистами адвокат Бачо Ахалаи Бачуки Курашвили, они не согласны с решением городского суда о предварительном заключении Ахалаи и обжалуют это решение в апелляционном суде. По его словам, в деле Ахалая не фигурируют доказательства, которые требуют его задержания. В свою очередь министр юстиции Теа Цулукиани огласила новые обстоятельства в деле Бачо Ахалаи. По ее словам, речь идет «о возможных фактах пыток заключенных, нечеловеческом обращении». Кроме того, министр заявила, что ведется сбор доказательств о возможном факте причастности экс-министра к заказному убийству. Расследование начато на основании жалобы, поступившей от матери убитого.