Грузинский премьер-министр Бидзина Иванишвили заявил о своей разочарованности в связи с реакцией Москвы на шаги его правительства, направленные на нормализацию отношений с Россией.
«Со стороны новой власти был сделан очень конкретный шаг, когда я назначил Зураба Абашидзе специальным представителем в вопросах отношений с Россией, и мы получили первое какое-то разочарование... Пока что не было адекватной реакции со стороны России. Мы ждем и надеемся, что власти России сделают дальнейший анализ и предпримут соответствующие шаги. Эскалация, которая существует между двумя странами, нежелательна ни для одной страны, и мы двусторонними попытками должны суметь углубить и улучшить наши исторические отношения», – заявил Иванишвили 12-го ноября после встречи в Брюсселе с главой Еврокомиссии Жозе Мануэлом Баррозу.
Напомним, в начале ноября согласно решению грузинского премьера была создана должность специального представителя премьер-министра Грузии по вопросам отношений с Россией. На пост был назначен бывший посол Грузии в РФ (2000-2004) Зураб Абашидзе. Согласно Иванишвили, данным решением Грузия «сделала первый шаг» по нормализации отношений с Россией.
Читайте также: Грузия хочет убедить Брюссель в своем стремлении к Западу
Первой реакцией из российской столицы по поводу введения премьер-министром Грузии должности спецпредставителя по вопросам отношений с Россией был комментарий статс-секретаря, замглавы МИД РФ Григория Карасина, который сообщил журналистам, что Зураб Абашидзе известен в Москве как «опытный человек и дипломат».
После этого последовало заявление насчет того, что Москва ожидает от Тбилиси «конкретных практических шагов».
«Потепление» и «нормализация»
Политолог Заал Анджапаридзе считает, что Москва, скорее всего, ожидает от Тбилиси «более действенных» шагов, которые позволили бы РФ быть уверенной в том, что новая власть Грузии действительно, а не только «на словах», намерена учитывать интересы России для нормализации двусторонних отношений.
«По-видимому, назначение спецпредставителя по вопросам отношений с Россией, для Кремля является лишь символическим шагом. Если бы в Грузии, например, упразднили музей оккупации, окончательно прекратили бы вещание на российские регионы телеканала ПИК, который явно выступал в качестве информационного оружия для подстрекательства волнений на Северном Кавказе, если бы Тбилиси изменил политику в отношении Северного Кавказа и отозвал решение о признании геноцида черкесов и открыто заявил бы об ошибках прежней власти, подал бы сигналы к интеграции в Евразийский cоюз, то это было бы расценено в Кремле как реальные шаги к реальному сотрудничеству», – заявил Анджапаридзе в интервью «Голосу Америки».
Также по теме: Представитель премьера Грузии по РФ - Предлагаем Москве возобновить разговор
Однако, по словам эксперта, учитывая то, что правительство Иванишвили не намерено идти на «фундаментальные» уступки в вышеуказанных вопросах, масштабного прорыва в российско-грузинских отношений ожидать не стоит.
Одновременно, Анджапаридзе допускает восстановление культурно-экономических связей между Россией и Грузией «в ограниченном масштабе». Политолог считает, что в случае если на данном этапе грузинская продукция попадет на российский рынок в большем объеме, а также будут сняты визовые и другие ограничения для рядовых граждан и бизнесменов, которые, по мнению эксперта, «больше всего» пострадали от закрытия российского рынка, то для населения Грузии это все же будет «довольно ощутимым» результатом.
«Есть разница в понятиях потепление и нормализация – это разные категории. Открытие российского рынка и отмена виз, если это случится, я рассматриваю как потепление, но Грузия не намерена изменить внешнеполитические ориентиры, так что нормализация российско-грузинских отношений вряд ли возможна в обозримом будущем», – заключил Заал Анджапаридзе.