За последние несколько лет ни один редактор не испытал на себе последствия финансового краха газетной индустрии более остро, чем Марк Браучли (Marcus Brauchli).
Браучли получил должность главного редактора The Wall Street Journal спустя всего несколько часов после того, как Руперт Мердок сделал семье Бэнкрофт предложение, от которого они не смогли отказаться. Члены этой злополучной семьи руководили в прошлом весьма влиятельной компанией Dow Jones, которая, будучи ослабленной двумя десятилетиями катастрофических деловых просчетов и лишившись капитала из-за непомерных аппетитов семьи, оказалась беззащитной перед натиском News Corp.
Отправившись в отставку с поста главного редактора The Wall Street Journal с золотым "парашютом" в размере 6,4 миллиона долларов, Браучли вступил в должность главного редактора Washington Post – и это вряд ли можно назвать понижением по карьерной лестнице.
Тем не менее, время работы Браучли в газете оказалось крайней неблагоприятным. Он вступил в должность всего за неделю до банкротства компании Lehman Brothers, а спад в экономике привел к резкому падению доходов от рекламы в газете. Поэтому самое начало срока его полномочий было ознаменовано сокращениями расходов (то есть увольнениями), а это, в свою очередь, вряд ли может помочь постороннему человеку приобрести уважение сотрудников компании. При Браучли редакция новостей стала, по крайней мере, на четверть меньше, чем была в момент его прихода.
Тем не менее, Браучли ни в чем не виноват. В конце концов, у Post - проблемы делового характера, которые не зависят от того, кто является главным редактором. Невозможно выполнять больший объем работы, имея в своем распоряжении меньше средств.
Пока подробности ухода Браучли нам неизвестны, однако The New York Times вполне убедительно заявляет, что Браучли перестал устраивать издательницу Кэтрин Веймаут (Katharine Weymouth), потому что он воспротивился сокращению расходов больше чем на 25-30%, на которые ему уже пришлось пойти. Ему нужно, по меньшей мере, объявить благодарность за то, что он сопротивлялся недальновидным сторонникам сокращения бюджета - тем же самым людям, которые с начала 2008 года опустошили редакцию новостей и растратили впустую более миллиарда долларов на выкуп акций и выплату дивидендов.
Однако сокращение расходов неизбежно в условиях бесконечно растущих убытков и отсутствия эффективного плана финансового оздоровления. Новый редактор – это не решение проблемы. Post нуждается в новой бизнес стратегии. Увольнение журналистов в такой ситуации не помогает и никогда не поможет.
Несомненно, причина, по которой газетная индустрия по всему миру движется по направлению к системе подписки, заключается в том, (и это общеизвестно) что свободная модель уже не способна приносить серьезную прибыль, которая позволила бы сохранять редакцию новостей в полном составе.
Times и другие издательства доказали, что основная масса читателей готова платить за подписку на цифровые издания и что эти средства могут пойти на поддержку печатных версий, сохранив при этом практически всю прибыль от цифровой рекламы. Платный доступ к информации не сможет вернуть газеты к эпохе их расцвета – и ничто не сможет – но это хороший способ остановить кровотечение и сохранить надежду на то, что информационные организации постепенно полностью перейдут к своим цифровым версиям, не став при этом seattlepi.com.
Если посмотреть на отчет Times за последний квартал, то можно сделать следующий вывод: единственное, что помешало отчету о прибыли превратиться в абсолютную катастрофу, был устойчивый рост доходов от подписки на цифровые и печатные издания.
Сохранение бесплатного сайта только усугубляет ситуацию для Post, и здесь, в конечном счете, все зависит от Веймаут и ее дяди, Дональда Грэхема.
Как отмечает издание Post в своем докладе, «руководители редакции новостей недавно разошлись во мнениях с деловым руководством газеты, в частности - с президентом и генеральным директором Стивом Хиллзом (Steve Hills), в отношении того, что редакция новостей посчитала неприемлемой инициативой в вопросе получения дополнительных доходов».
По словам Post, теперь Браучли «станет вице-президентом The Washington Post Co., и в его обязанности будет входить оценка новых медиа-возможностей».
В данном случае было бы ошибкой полагать, что в основе всего лежат межличностные отношения: такая потеря прибыли, какую переживает Post, может разрушить любые отношения. Основной проблемой здесь является ошибочная стратегия, которая порождает все остальные проблемы и будет преследовать компанию, независимо от того, кто станет новым главным редактором.
На нынешнем этапе все, что мы можем сделать, это пожелать удачи преемнику Браучли, Марти Барону (Marty Baron). Похоже, что ему предстоит столкнуться с той же самой невыполнимой задачей, с которой столкнулся Браучли – возглавить поредевшую редакцию новостей, которая в страхе ожидает момента, когда на нее обрушится топор следующего нового руководителя.