Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Молдавская политика между олигархией и олигофренией

© РИА Новости Руслан ШалапудаПарламент Республики Молдова на площади Великого национального собрания
Парламент Республики Молдова на площади Великого национального собрания
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Пришло время перевести метафоры фольклорного языка на язык юридический, чтобы и до прокуратуры дошло. Только так мы узнаем, есть ли в Молдавии мафия и олигархия, кто эти мафиози и олигархи, если они существуют, и кто олигофрены…

Пришло время перевести метафоры фольклорного языка на язык юридический, чтобы и до прокуратуры дошло. Только так мы узнаем, есть ли в Молдавии мафия и олигархия, кто эти мафиози и олигархи, если они существуют, и кто олигофрены…

Олигарх и олигофрен с этимологической точки зрения

Стоит начать с этимологического пояснения. Слова «олигархия» и «олигофрения» в некотором роде «родственные», так как содержат один общий элемент, происходящий от греческого слова «oligos» - немногий, незначительный, (часть сложных слов, указывающая на малое количество, немногочисленность чего-либо, на отклонение от нормы в сторону уменьшения). Таким образом, с этимологической точки зрения, «олигархия» означает правление небольшой группы людей, а олигофрения – «недостаток ума». (Особо отмечу для В. Воронина – «phren» произносится как –френ, а не как -хрен). Семантически «олигарх» и «олигофрен» находятся на разных полюсах. И вот какое совпадение: с политической точки зрения олигархи и олигофрены тоже находятся на разных полюсах – первые у власти, а вторые – в оппозиции.

Как и все молдаване, политические аналитики тоже родились поэтами

Для того, чтобы понять есть ли в Молдове олигархи и является ли нынешний режим по-настоящему олигархическим, необходимо еще кое-что уточнить.

У нас, молдаван, прирожденных поэтов, все слова в какой-то момент становятся метафорами. Речи наших политических аналитиков пестрят метафорами. Думаю, я могу объяснить этот феномен: когда мы не знаем, что сказать, когда боимся или не хотим говорить что-либо, мы начинаем изъяснятся иносказательно, как в Священном писании, при помощи примеров, метафор, притч и аллегорий. Например: «Эпоха кукловода закончилась и началась эпоха политического волшебника». С точки зрения логики, данное заявление – просто глупость.

Самая удачная метафора за последние годы была придумана премьер-министром Владом Филатом – кукловод. Вроде и сказал что-то, но, на самом деле, ничего не сказал… Другое слово, полюбившееся «волшебникам жанра» - это мафия. Даже, говорят, есть «движение антимафия». Сегодня в Молдове все, что движется – это мафия. Все молдаване – мафиози. Каждый голодранец - Capo di Tutti Capi! Куда ни плюнь – попадешь в мафиози или олигарха. И пусть сицилийцы помрут от зависти! Таким образом, если верить борцам против мафии, сегодня в Молдове есть табачная мафия, мясная мафия, сахарная мафия, рыбная мафия, озерная мафия, церковная мафия, таможенная мафия, врачебная мафия и т.д. Может уже есть и мафия политических аналитиков или мафия бомжей? (Толковый словарь определяет мафию как «тайную террористическую организацию на Сицилии, которая занимается шантажом и убийствами»).

Занимаются ли молдавские мафии терроризмом и убийствами? Терминов «олигарх» и «мафия», если я не ошибаюсь, нет в Уголовном кодексе. К чему же тогда этот Эзопов язык, заменяющий четкие, однозначные понятия? Понятно к чему: оперирование терминами из Уголовного кодекса грозит ответственностью перед законом, тогда как использование метафор вроде «олигарха» или «мафиози» не грозит ничем, даже больше – так можно заслужить симпатии публики, которая сочтет тебя великим «законником». Подобные высказывания вписываются в определение «оценочные высказывания»… Кто призовет к ответственности такого «пламенного борца с мафией» за следующие «оценочные высказывания»: «Бандит Воронин был больше коммунистом, а коммунисты Филат и Плахотнюк – больше бандиты»? Любой адвокат легко докажет, что подобное высказывание – не более, чем «оценочное суждение». Или метафора, или аллегория, или невинное иносказание.

Сколько олигархов в Республике Молдова и кто они?

Прошлая неделя прошла под знаком непримиримой борьбы с олигархами и олигархией. На каждом телеканале, все говорили об этом, но никто не сподобился составить список молдавских олигархов, чтобы и общественность увидела кто они и сколько их. И что означает «олигарх» как термин, а не как элемент фольклора? Все говорят о существовании двух олигархов – Плахотнюка и Филата. А доказал ли кто-нибудь, что именно они удовлетворяют всем необходимым условиям для того, чтобы называться олигархами? Я хочу увидеть на экране телевизора серьезного человека, который бы по пунктам, аргументировано, доказал, что эти люди олигархи, а режим в стране – олигархический. Вообще, термин «олигарх» - юридический или политико-исторический? Можно ли требовать казни для политика, если он олигарх? Каким капиталом необходимо обладать для того, чтобы считаться олигархом? Допустим, что Филат и Плахотнюк – олигархи. А спикер Лупу? А президент Тимофти? А бизнесмены из парламента? А Воронин? Он просто скромный глава скромного клана? Почему во время его правления Республика Молдова не была захваченным государством? Никто и не пытается отвечать на подобные вопросы…

Эпилог

За короткий исторический период, менее чем за два десятка лет, мы совершили огромный скачок от развитого многостороннего социализма к родоплеменному капитализму. Мы не настолько глупы, чтобы не понять, что Молдова разрывается между олигархией и олигофренией. Пришло время перевести метафоры фольклорного языка на язык юридический, чтобы и до прокуратуры дошло. Только так мы узнаем, есть ли в Молдове мафия и олигархия, кто эти мафиози и олигархи, если они существуют, и кто олигофрены…

А последние точно существуют!

Перевод: Вера Балахнова (eNews.md).