Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Преимущество Армении – армянская община в мире

Интервью с премьер-министром Армении Тиграном Саркисяном

© Фото предоставлено пресс-службой премьер-министра республики АрменииПремьер-министр республики Армении Тигран Саркисян
Премьер-министр республики Армении Тигран Саркисян
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Стратегический партнер Армении – Россия, и мы заинтересованы в дальнейшем развитии отношений с нашим стратегическим партнером. Мы заинтересованы в интеграционных процессах стран СНГ, но нам нужно будет развивать специфические механизмы сотрудничества с Таможенным союзом, потому что у нас нет общей границы с входящими в Таможенный союз государствами.

Встреча с премьер-министром Армении Тиграном Саркисяном состоялась на прошлой неделе, когда в Армении гостила группа руководителей СМИ стран СНГ, Грузии и Латвии.
 
- Каков взгляд Армении  на происходящие в рамках СНГ  интеграционные процессы и на  Таможенный союз?
 
- Стратегический партнер Армении  – Россия, и мы заинтересованы  в дальнейшем развитии отношений  с нашим стратегическим партнером. Мы заинтересованы в интеграционных процессах стран СНГ, но нам нужно будет развивать специфические механизмы сотрудничества с Таможенным союзом, потому что у нас нет общей границы с входящими в Таможенный союз государствами.
 
- Каким образом сейчас осуществляются взаимные контакты стран СНГ и формирование межгосударственных отношений? Складывается впечатление, что контакты между руководителями СНГ, Арменией с Азербайджаном больше осуществляются через Брюссель?
 
- При формировании сотрудничества стран СНГ преимущество, конечно, отдается прямым контактам руководителей государств, а не посредничеству международных организаций.
 
С Азербайджаном мы контактируем не через Брюссель, а через Минскую группу, сопредседателями которой являются Россия, Франция и США. По инициативе России в рамках Минской группы состоялось несколько встреч с руководителями Азербайджана. Необходимо отметить также, что в целом в контексте развития стран СНГ это оказывает позитивное влияние, потому что ничто в политике не может заменить личные контакты между руководителями государств – они позволяют вести взаимоотношения без лишних предрассудков, позволяют сделать их более прогнозируемыми. Армения заинтересована в сотрудничестве в рамках СНГ.

- Как вы оцениваете  перспективы экономического развития Армении? Не секрет, что в экономике Армении очень большую роль играют инвестиции и вложения армянской диаспоры. Как в дальнейшем думаете формировать инвестиционную политику Армении?
 
- Какова сейчас экономика Армении? ВВП на одного жителя – 3000 долларов, по паритету покупательской способности – около 5000 долларов на одного жителя. Важнейшее место в структуре экономики занимает сфера обслуживания - примерно 40%, промышленность – 16%, сельское хозяйство – 15%, строительство – 14%. Во время бума в сфере строительства и недвижимости строительство в структуре экономики играло важную роль – 28%, однако после того как пузырь лопнул, эта цифра уменьшилась наполовину. Спад в строительстве очень существенно повлиял на размер ВВП – в 2009 году ВВП сократился на 14%.
 
Сейчас наша главная экономическая задача - диверсификация экономики, мы возлагаем большие надежды на развитие IT-сектора, что в последние годы нам удавалось. Удельный вес IT-отрасли в структуре ВВП – около 5%. Главная экономическая задача – это модернизация экономики, прежде всего, модернизация сельского хозяйства, которое имеет значимый потенциал. Машиностроение, химическая промышленность, туризм, энергетика – это тоже важные отрасли. Правительство разработало и утвердило новую программу развития народного хозяйства. Ее лейтмотив такой: так как прошло 20 лет независимости, государство должно взять на себя определенную ответственность и функции по созданию процветающей бизнес-среды. Мы отказались от либеральной модели, когда рынок сам себя регулирует и определяет, в какие отрасли надо вкладывать.

В программе регламентировано, что государство ответственно за создание структуры народного хозяйства, правительство должно быть проактивно в формировании структуры экономики, потому, что, как правило, в таких маленьких странах, как Армения, либеральные модели экономики себя не оправдывают, скорее, наоборот – создают различные стихийные процессы и ослабляют экономический потенциал. В маленьких странах инвестиции зачастую с высоким экономическим риском, потому что потенциальная прибыль на маленьких рынках не такая большая, чтобы покрыть объем инвестиций. Таким образом, правительство должно взять на себя определенную роль в уменьшении инвестиционных рисков и ответственность перед инвесторами. Мы определили 11 отраслей народного хозяйства, которые имеют приоритетное значение в сфере частного, публичного партнерства, и государство в эти проекты вкладывает свои средства наравне с инвесторами 50:50. Три таких договора с инвесторами уже подписаны, и мы думаем также в дальнейшем развивать такое сотрудничество. По рейтингу инвестиционной среды у Армении одно из самых высоких мест среди стран СНГ, и мы на 32-м месте в мире по рейтингу инвестиционной среды. Вышеупомянутый план правительства сыграл важную роль в такой позиции, потому что ранее Армения находилась в этом рейтинге только на 50-м месте в мире.
 
Главная проблема нашего народного хозяйства – это коррупция, образовавшиеся в некоторых местах олигополии, появлению которых способствовали либеральный подход к экономике и дикий капитализм. Сейчас правительство пытается эти ошибки исправить.
 
Конечно, негативно на экономические процессы в Армении повлияло то, что государство находится в экономической блокаде со стороны Турции и Азербайджана. Экономические санкции против Ирана существенно влияют на экономику Армении. В основном экономический транзит осуществляется через Грузию, через ее порты. Эта ситуация влияет и на другого рода связи и транзит через и в Армению.
 
Несомненным преимуществом экономики Армении является то, что мы живем в мире армянской общины. В Армении живет 3 миллиона армян, а во всем мире – около 10 миллионов армян. Армения и армяне за пределами нашего государства – это единый организм. Частные инвестиции армянской общины, денежные переводы на родину играют очень важную роль в нашей экономике. Частные денежные переводы армян – это словно кровеносные сосуды единого армянского организма. К примеру, во время российского дефолта сократились частные денежные переводы из России в Армению, но увеличились из Армении в Россию, потому что люди хотели помочь родственникам, у которых возникли трудности. В то же время в 10 раз увеличились частные денежные переводы из США в Армению. Единый организм армянской общины в мире функционирует так: деньги оттуда, где лучше, направляются туда, где хуже. Финансовые потоки, на которые рассчитывает государство и его жители, надо оценивать в контексте единого армянского организма. Мир армянской общины доминирует над республикой Армения в финансовом смысле – и бюджет армянского государства рассчитывает не только на рамки государства, но и армянской общины, потому что это огромные финансовые потоки. Армянская община в мире влияет и на туристическую отрасль в Армении – в этом году число туристов в стране было 700 тысяч. Мы хотим увеличить эту цифру до 3 миллионов человек в год. Здесь мы видим очень большой потенциал для развития, потому что 95%, относящихся к армянской общине в мире, никогда не были в Армении.
 
- Много ли таких инвесторов  из других государств, которые, если  можно так сказать, хотят скупить  Армению?
 
- Нет, в действительности  это не так. В 1990 году после  обретения независимости нам  казалось, что вот-вот сюда придут  инвестиции, и все все скупят. В действительности этого не произошло, потому что логика инвесторов работает совсем иначе, купить что-то не самоцель для инвестора, главное – отдача от денег.
 
- Как вы оцениваете отношения  Армении с Европейским союзом  и какой вы видите перспективу  этих отношений в контексте экономики?
 
- В последнее время  в Армении очень активно дискутируют  о том, какими должны быть экономические  отношения между СНГ, Евразийским  экономическим сообществом и  Европейским  союзом. Во время  европейско-российского саммита  президент России Владимир Путин подчеркнул, что процессы интеграции СНГ, Евразийского экономического сообщества и Европейского союза нельзя противопоставлять друг другу, их надо расценивать, как взаимодополняющие. У Армении аналогичная позиция – мы ценим и хотим развивать взаимовыгодные торговые и экономические контакты со странами ЕС. В феврале этого года мы начали официальный процесс переговоров с ЕС по подготовке договора о свободной торговле. Два раунда переговоров прошли, четыре еще впереди. Мы хотим подписать договор в 2013 году, хотя наши коллеги в ЕС думают, что мы могли бы это сделать в 2014 году. Мы хотели бы сделать это раньше, потому что снятие барьеров и свободная торговля с ЕС даст Армении большие возможности, позволит нашим товарам получить сертификаты качества ЕС, а ЕС получит право защиты интеллектуальной собственности на рынке Армении, и наоборот, это также позволит сотрудничать нашим правовым системам. Мы взяли на себя обязательства по введению стандартов ЕС в народном хозяйстве и в других упомянутых сферах, и от этого плана мы не отступим.
 
- В течение последних лет  на постсоветском пространстве  произошел ряд революций - так  называемая Оранжевая революция  на Украине, Революция роз в  Грузии. Лейтмотивом всех их было  указание на дефицит демократии в государстве. С учетом вашего жизненного опыта -  вы учились и жили и в СССР, и в России, и в Европе, и в США – скажите, Армения демократическое государство?
 
- Армения создает демократическое государство. В последние три года произошли важные и позитивные перемены в создании гражданского общества. Почему я это так уверенно говорю – потому, что об этом заявила сама оппозиция. Она сказала, что государственной власти придется при принятии своих решений считаться с гражданским обществом. Революции обычно происходят в тех странах, где у гражданского общества, оппозиции нет возможности повлиять на действия государственной власти легальными методами. Тогда выбирается такой путь - взять в руки различные предметы и отправиться штурмовать коридоры власти. В государстве со сложившимся гражданским обществом люди вовлечены в принятие решений государственной власти, и там необходимость в революциях отпадает.
 
Мы сделали очень много, чтобы у общества было большое влияние на решения правительства, и чтобы государственная власть работала по принципу прозрачности решений. В этой сфере нашим достижением является полная прозрачность использования средств государственного бюджета. Все бюджетные расходы в режиме online доступны в Интернете для каждого гражданина на сайте правительства, к тому же, с результатами конкурсов и обоснованиями.

Перевод: Лариса Дереча.