Мне посчастливилось принять участие в проведенном Организацией по правам человека и солидарности угнетенных (Mazlumder) 16–17 ноября Втором курдском форуме. Первый форум состоялся в 1992 году при участии многих лиц, впоследствии связавших свою жизнь с политикой. В те годы не было даже такого наименования, как «курдский вопрос», и все дискуссии были направлены в сторону решения проблемы «террора». Проведение форума с таким широким участием уже на следующий год после основания Организации было направлено на исправление утверждений о том, что «исламисты игнорируют курдский вопрос».
Многие проблемы, которым была дана оценка на форуме двадцатилетней давности, были решены благодаря положительным шагам последних лет. Курдская проблема уже давно перестала быть «вопросом существования» и теперь обсуждается как «вопрос равенства». Процесс ее решения непрерывно продолжается. 80-е и 90-е годы, когда в ментальности доминировал подход, рассматривающий опустошение деревень и проблему курдов как беспричинный террор, остались в прошлом. Однако злодеяния РПК продолжаются.
Благодаря курдскому вопросу молодежь приобщается к политике
На курдском форуме, в котором принимали участие большинство исламского гражданского общества, представители джамаатов и интеллигенции, в очередной раз можно было наблюдать, что в решении курдского вопроса пользуются спросом жесткие рекомендации, исламская молодежь приобщается к политике, и, что еще более интересно, я столкнулась с «турецкостью», которая стыдится своей идентичности. Когда чувствительно воспринимающие курдский вопрос группы обсуждают его решение, при понимании под «турецкостью» этнической идентичности или «турецкого гражданства» ими распространяется жалобная риторика, которая приписывает «злокачественную суть» турецкости.
Восприятие государства как источника стыда и жестокости по отношению к курдскому населению и насильственной «туркизации» и соответственно пострадавшей от этого восприятия «турецкости» предполагает прежде всего то, что мы образовали государство и нашу этническую принадлежность как нечто хорошее или плохое и неизменное.
Турецкое государство, оставшись турецким, сегодня не применяет насильственную туркизацию по отношению к курдам и стремится устранить препятствия на пути к использованию курдами родного языка, что является их основным правом. Также Турция совершенствует политику, направленную на обеспечение равенства в представительстве курдов во власти, что относится к их политическим правам, и усиливает местные администрации.
«Турецкость» как наша этническая или национальная идентичность – не преграда нашей обеспокоенности болью курдского народа. При этом стыд или восхваление вследствие неподъемного груза 80-х годов не способно решить проблемы положения курдов, поскольку они должны решаться курдским и турецким народами. Когда говорится: «Неприлично называть себя турком», – фактически это означает, что каждый должен навести порядок в собственном доме и заниматься своим делом. Кто же хочет жить с «неприличной турецкостью»!
Какова наша цель в решении курдского вопроса?
Слушая некоторых турецких участников Курдского форума (точнее, не являющихся курдами), я поймала себя на мысли о том, что для возможности сопереживания курдам, несомненно, необходимо отойти от «турецкости». Быть турком было плохо как с точки зрения этнической идентичности, так и гражданства!
Это языковое напряжение – оговоренный язык, а не, как считают его применяющие, язык решения или сопереживания. Это язык признания грехов, а не язык, который способен выработать политику. Утверждения типа «правде – правда, лжи – ложь» – это несправедливый язык. Он не способен принести ни одобрения, ни критики. Это язык, который только отчуждает себя от реального вопроса. Это язык, который сопоставляет собственную идентичность с другими и позиционирует себя как политический игрок.
Роль этого языка – поставить «курдскость» и «турецкость» в скобки угнетенного народа и народа-тирана. Те, кто полагают, что решение должно быть политическим, не должны поддаваться этому языку, должны осознать, что решение будет построено совместно турками и курдами. Если, конечно, наша цель – жить в единстве.