Было бы хорошо, если бы Латвия могла формировать экономическое сотрудничество с восточными соседями только на основании экономических и географических расчетов, но вряд ли в скором будущем такие времена наступят. Хотя некоторые наши должностные лица о межгосударственных экономических отношениях высказываются так, словно политические аспекты на них не влияют, и никакой политики там вообще нет.
Так, к примеру, Министерство сообщения делает вид, что не понимает, почему глава Белоруссии Александр Лукашенко решил перенаправить потоки грузов с балтийских на российские порты, хотя балтийцы предлагают самые выгодные условия. Министр иностранных дел Латвии Ринкевичс лишь дипломатично «надеется», что в основе такого решения - экономика, а не политика. Его надежды были бы вполне оправданы, если бы у соседей отправку грузов в те или иные порты определяли только владельцы грузов. Однако хорошо известно, на восточном пространстве политическая власть иногда стремится направлять не только транзит, но и миграцию перелетных птиц. Просто такова особенность режимов соседних стран.
В действительности у Лукашенко не было недостатка в мотивах, или, вернее, в предлогах, чтобы сделать свой выбор. Европейский союз недавно продлил санкции против Минска до конца октября следующего года. Однако сомнительно, что он держит особое зло на балтийцев, которые всегда старались уменьшить влияние санкций и, скажем, отстаивали политически важное для него проведение Чемпионата мира по хоккею в Белоруссии в 2014 году. Скорее, причины надо искать не в Минске, а Москве – в создании Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана с вероятным включением Украины (давление основательное) и привлечением остальных бывших советских республик, что вписывается в проект Путина о Евразийском союзе.
Наши политики упрекали прессу, что она мало писала о выгодах, которые даст Латвии прием России во Всемирную торговую организацию.
Это действительно хорошая весть, потому что, к примеру, Европейской комиссии в ходе переговоров удалось добиться, чтобы Россия в будущем году отменила дискриминационную политику в сфере железнодорожных тарифов, от которой страдала именно Латвия. Также со вступлением в ВТО России и другим участникам Таможенного союза нужно будет считаться с признанными на международном уровне правилами игры. Все это замечательно и следует приветствовать. Но было бы немного наивно думать, что затрагивающая стратегические сферы предпринимательская деятельность в дальнейшем будет свободна от геополитических подтекстов.
В самой Латвии некоторые круги бизнеса или полит-бизнеса, кажется, подвергались влиянию извне, как мало кто, – вспомним хотя бы призыв «отложить в сторону» историю, что в нормальной западной стране вызвало бы большое недоумение общественности.
У теории о Латвии как о мосте есть свои сильные и слабые стороны, о которых, между прочим, напомнило странное событие прошлого года: обвиненный бывший работник Службы госдоходов Вашкевичс нанял американскую контору Shomon Inc, и та представляла себя такой сильной, что якобы могла приостановить отправку грузов НАТО через Латвию. Операция по лоббированию, естественно, провалилась. Но она невольно заставила подумать, в какой мере транспортные «коридоры» нашей страны защищены или не защищены от шантажа различных субъектов. Самое важное в таких случаях – понять, когда переориентируется поток грузов, и когда пытаются переориентировать политику Латвии.
Перевод: Лариса Дереча.