Визит Владимира Путина в Стамбул для участия в третьем заседании Совета сотрудничества на высшем уровне, несмотря на крайне сложную конъюнктуру, - неординарное явление.
Действительно, возникшая ситуация сложна и даже необычна. Москва и Анкара находятся на противоположных полюсах по вопросу сирийского кризиса, ставшего повесткой дня номер один для Турции и всего мира. Насколько Анкара желает смены режима БААС в Дамаске, настолько Москва поддерживает этот режим. Проекты резолюций, которые должны были положить конец власти Асада, неоднократно блокировались российским вето в Совете Безопасности ООН.
Несмотря на заявления типа: «Мы - не адвокаты режима и находимся на одинаковом расстоянии от каждой из двух сторон», – поддержка Россией БААС не ограничивается позицией в ООН. В наиболее сложные для Асада дни Москва, отправляя в путь военные корабли, бросала якорь в порту Тартус в Восточном Средиземноморье. Те, кто помышляет о вмешательстве в Сирии, после такого шага должны тщательно подумать.
Разногласия по сирийскому вопросу – не из тех, которые можно легко преодолеть. Турция хочет, чтобы Россия убедила Асада уйти; Москва ждет от Турции, что она убедит оппозицию в необходимости решения сирийского вопроса «с Асадом».
Проблема заключается не только в российских кораблях в Тартусе. 11 октября общественному мнению Турции и мира стало известно, что турецкими истребителями в Эсенбога был принудительно посажен пассажирский самолет, выполнявший рейс «Москва – Дамаск». После обыска, проведенного в самолете, объявили, что было обнаружено военное оборудование (предположительно - компоненты ракеты), которое в рамках международных соглашений не подлежит перевозке на борту гражданского самолета. После изъятия груза самолету было разрешено следовать в пункт назначения. Стороны пошли друг другу на уступки, однако, безусловно, инцидент оставил неприятный осадок.
Вследствие сирийского кризиса конъюнктура визита российского президента осложняется и тем, что делегация НАТО - в соответствии с запросом Турции - проводит оценку ее территории для размещения «Пэтриот», и Кремль резко реагирует на это решение Анкары.
Прибытие Владимира Путина в Стамбул, несмотря на эти сложные условия, и продолжение развития двусторонних отношений в прежнем направлении, служит доказательством того, что отношения России и Турции, основы которых, несмотря на холодную войну, были заложены Тургутом Озалом, достигли достаточной степени надежности благодаря формуле «расчет за природный газ овощами и фруктами». Развитие отношений при расхождении во взглядах по некоторым вопросам – предпосылка нормализации обстановки на линии «Анкара – Москва».
Порядка 60% используемого газа мы приобретаем в России. Турция – второй крупнейший потребитель газа России после Германии. Строительство нашей первой АЭС в Аккую, стоимость которой предположительно оценивается в 20 миллиардов долларов, осуществит российская компания. Ожидается, что объем двусторонней торговли, который к концу года достигнет около 35 миллиардов долларов, в течение нескольких лет составит 100 миллиардов. В 2011 году, несмотря на мировой кризис, более 3,5 миллионов российских туристов посетили нашу страну.
Возможно, мы забыли об этом, но еще до сирийского вопроса турецко-российские отношения прошли испытание кризисом в Грузии в 2008 году. В тот период, когда Россия начала войну против Грузии - союзника Турции - премьер-министр Эрдоган осуществлял визиты в Москву и Тбилиси и стремился выполнить посредническую функцию. Он предложил создать платформу стабильности и сотрудничества на Кавказе, и в период прохождения американских военных кораблей через проливы буквально применил условия Конвенции о режиме проливов, заключенной в Монтре. Под воздействием предпринятых шагов ось «Анкара – Москва», не испытав значительных потрясений, несмотря на грузинский кризис, продолжила свое развитие.
Вырисовывающаяся картина – показатель того, что две страны действуют в соответствии с рекомендацией, озвученной в интервью информационному агентству Cihan преподавателем Дипломатической академии МИД РФ Асланбеком Мозлоевым. «Самый страшный сон третьих сил, начиная с XVII века, – выработка Россией и Турцией совместных подходов. Они сделают все возможное, чтобы этого единения не случилось, – говорит Мозлоев. - Нельзя допустить, чтобы различные точки зрения по сирийскому вопросу причинили вред многомерному партнерству».
Тот факт, что, несмотря на грузинский, а сегодня и сирийский кризисы, отношения России и Турции не сходят с прочных рельсов, является существенным успехом российского и турецкого руководств. Выход отношений на стратегический уровень, основанный на взаимном доверии, зависит от потенциально существующих, но в той или иной форме не реализованных благоприятных возможностей. Представьте, что, благодаря сотрудничеству Москвы и Анкары, может разрешиться кризис между Асадом и оппозицией или вопрос Нагорного Карабаха, обостряющий отношения Армении и Азербайджана. Тогда «сотрудничество на высшем уровне» превратится в «стратегическое сотрудничество» и, возможно, не останется необходимости размещения «Пэтриот» или вмешательства в регион «третьих сил». Готовы ли к этому Анкара и Москва?