«Дружба — это такое святое, сладостное, прочное и постоянное чувство, что его можно сохранить на всю жизнь, если, конечно, не пытаться просить денег взаймы».
Марк Твен
Итак, «медовый месяц» в белорусско-российских отношениях, длившийся целый год и примерно совпавший с избирательной кампанией в России, закончился. Ситуация вернулась в норму, то есть - к периоду перманентных конфликтов. И главным вопросом, осложнившим недавнее благолепие в отношениях, стала тема растворителей и разбавителей. Для РФ дело здесь даже не в том, что российский бюджет потерял 1,5—2,5 миллиарда долларов. Проблема - глубже.
История с растворителями и разбавителями стала очень показательной иллюстрацией к постсоветским интеграционным процессам, во всей красе высветила их главный порок, который все время воспроизводится. Вспомним, как красиво начиналась белорусско-российская интеграция. В 1995 году А. Лукашенко и тогдашний премьер РФ В. Черномырдин торжественно выкопали пограничный столб, что символизировало исчезновение границ и создание Таможенного союза двух государств. Затем началась целая череда скандалов, связанных с контрабандой товаров через белорусско-российскую границу (афера с «Торгэкспо» и др.). И закончилось все тем, что России пришлось вновь выставлять на этой границе таможенные посты.
Читайте также: Рейдерская атака России на Белоруссию
Поскольку такая история повторяется из раза в раз, то это уже не случайность, а глубокая закономерность. То есть, как только исчезают таможенные границы, так сразу «святая идея» интеграции постсоветских государств выливается в серые бизнес-схемы. Цивилизованной интеграции пока не получается. Как говорится, тут что ни изобретай, все равно получается автомат Калашникова.
И нынешнее грехопадение Беларуси с растворителями стало надругательством над самим смыслом Евразийского союза. Под сомнение поставлена сама дебютная идея, проект, который политически очень важен для Путина. И в Москве решили, что если это не пресечь на корню, то мечта о собирании земель вокруг России будет окончательно посрамлена.
Но, что интересно, прикрыть этот бизнес России никак не удавалось. Хотя премьер Беларуси Мясникович констатировал, что последний железнодорожный груз с растворителями был отправлен на экспорт 4 августа, Москва считала, что на самом деле Минск продолжал продавать за рубеж этот товар до начала октября.
Поэтому руководство РФ настроено решительно. Оно твердо намерено юридически оформить запрет на экспорт растворителей и разбавителей в рамках Таможенного союза Белоруссии, России и Казахстана. Соответствующие предложения были внесены в Евразийскую экономическую комиссию. Но белорусская сторона, используя процедурные уловки, заблокировала принятие решения по этому вопросу. Сентябрьская встреча Лукашенко и Путина в Сочи не разрешила конфликт.
И тогда Москва пустила в ход тяжелую артиллерию. Она ударила в самое уязвимое место белорусской экономики: нефтяной бизнес. Последовательно, один за другим, было нанесено несколько ударов. Во-первых, Россия прекратила поставки сырья (нафты) для производства растворителей и разбавителей. Во-вторых, объявила о снижении нефтяных продаж Беларуси в IV квартале на 26%. В-третьих, высказала намерение в 2013 году сократить поставки нефти в нашу страну по трубопроводам с нынешних 21,5 млн т до 18 млн т. В-четвертых, РФ потребовала, чтобы Белоруссия, согласно взятым на себя обязательствам, экспортировала в Россию 5,8 млн т нефтепродуктов, а это нам невыгодно, т.к. на российском рынке низкие цены. В-пятых, неофициально, в кулуарах Москва потребовала вернуть $1,5 млрд, потерянных бюджетом РФ от «растворительного» бизнеса.
Также по теме: Обрушит ли белорусскую экономику вступление России в ВТО?
Нужно заметить, что по всем указанным пунктам, кроме первого, решение России не окончательное. Эти вопросы РФ использует в качестве шантажа, по ним идут напряженные переговоры.
Однако, надо сказать, эти переговоры проходят довольно странно, они напоминают какой-то фарс. Особенно если смотреть хронику публичных комментариев официальных лиц.
2 ноября первый вице-премьер правительства Беларуси В. Семашко после очередного раунда переговоров в Москве выступает на заседании Совета Министров и уверенно заявляет: «Вчера в правительстве Российской Федерации проблема поставок необходимых объемов нефти на IV квартал была решена. Стороны вышли на договоренность о том, что ... в IV-квартале будет поставлено 5,3 миллионов тонн вместо 4 млн тонн».
5 ноября заместитель министра энергетики РФ Федоров опровергает белорусского вице-премьера и заявляет: «Достигнутые на высоком уровне договоренности позволяют нам говорить о поставках примерно 4,8 млн т. нефти в Беларусь в целом за квартал». Ведь больше не позволяют технические возможности трубопроводов.
16 ноября Семашко рассказывает журналистам: «Белоруссия договорилась с Россией об импорте 23 млн тонн нефти в 2013 году».
Читайте также: Минск уговаривает «старшего брата» не урезать нефтяной паек
19 ноября заместитель председателя правительства России Дворкович заявил журналистам: «На данный момент мы не согласовали с белорусской стороной объем поставок нефти в 2013 году до 23 млн тонн. Переговоры по этому вопросу продолжаются».
Все это было бы смешно, если бы не было так грустно.
Есть еще один вопрос, который в близком будущем может стать камнем преткновения между союзниками. Одним из условий выделения Белоруссии нового транша кредита Антикризисным фондом ЕврАзЭС является приватизация, т. е. продажа белорусских активов на сумму $2,5 млрд в этом году. Премьер Мясникович, выступая на прошлой неделе на инвестиционном форуме, заявил, что этот пункт антикризисной программы не выполнен. И выполнять его белорусские власти не собираются.
Зато официальный Минск вынужден идти на уступки России по другим вопросам. Так, пришло сообщение, что Белоруссия согласилась на российские условия в авиационной сфере. Авиаперевозки в белорусском воздушном пространстве перераспределены в пользу «Аэрофлота». В конце концов это может привести к поглощению им белорусского национального авиаперевозчика «Белавиа».
И еще. Белоруссия приняла решение о переориентации транзита своих товаров с портов стран Балтии на порты Ленинградской области. Хотя это нашей стране крайне невыгодно.
Правда, пока это только обещания. В этой связи можно вспомнить, что еще в августе 2005 года Лукашенко после очередных переговоров с В. Путиным в Москве заявил о строительстве в Калининградской области своего порта и ориентации туда белорусского экспортного транзита. Эту идею тогда начало активно рекламировать белорусское телевидение. Сразу же в Минск приехал губернатор Калининградской области Егоров, который встретился с Лукашенко, премьер-министром, министром транспорта, обсуждая детали проекта. Как вы уже догадались, дело закончилось пшиком. Очень возможно, что и сейчас все ограничится твердыми обещаниями и заверениями. Как принято среди союзников.