5 декабря Московский городской суд отменил расследование о действиях должностных лиц при освобождении заложников театра «Норд-Ост». Ранее Лефортовский суд столицы обязал Следственный комитет возбудить уголовное дело, чтобы установить, имели ли место нарушения, повлекшие за собой гибель людей.
Прокуратура Москвы решила обжаловать решение Лефортовского суда, её запрос был таким образом сегодня удовлетворен. Теперь вопрос о возбуждении дела направлен на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На сегодняшнем заседании прокурор указал, что Лефортовский суд не исследовал выводы органов предварительного следствия. На что адвокат представляющий интересы потерпевших по делу о теракте в Театральном центре на Дубровке Игорь Трунов заявил в интервью RFI, что считает решение суда необоснованным и будет обжаловать в вышестоящих инстанциях.
Игорь Трунов: Я оцениваю решение суда как противоправное, несоответствующее закону. Поэтому мы будем его обжаловать в вышестоящей инстанции – Президиуме Московского городского суда. И все-таки решение Мосгорсуда не отменило решение полностью, лишь в части, и вернуло нам. Новое рассмотрение – это значит, что, устранив процессуальные нарушения, мы все-таки вернемся к вопросу возбуждения уголовного дела, которое является обязанностью Российской Федерации. Странный разговор только с позиций юриспруденции.
По российскому закону неисполнение решения суда – уголовно наказуемое деяние. То есть, следователь, который отказал в возбуждении, подлежит привлечению к уголовной ответственности. И вот здесь странный разговор в суде, когда я это объясняю, в особенности, судебной власти, которая заинтересована в том, чтобы исполнялись судебные решения не только российские, но и, естественно, международные, которые имеют приоритет, с учетом того, что это все-таки политически ангажированное судебное разбирательство, а судебная власть Москвы не очень слышит эти разумные аргументы, основанные на уголовном законодательстве. Когда в юриспруденцию вмешивается политика, нормы, право действуют избирательно.
Напомним, в декабре 2011 года Европейский суд по правам человека в Страсбурге рекомендовал России возобновить расследования теракта в связи с вновь открывшимися обстоятельствами. ЕСПЧ признал Россию нарушившей статью 2 (право на жизнь) Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Он обязал выплатить заявителям 1,3 млн евро в виде компенсации.