Ватикан - Статья Папы в Financial Times от 20 декабря 2012 года появилась по желанию редакции газеты, которая, принимая во внимание последнюю книгу Папы о детстве Иисуса, попросила его комментарий по случаю наступающего Рождества.
«Кесарю кесарево, а Богу Богово», - таков был ответ Христа на вопрос о том, что он думает по поводу уплаты налогов. Задавшие ему вопрос фарисеи, разумеется, хотели поймать его на словах. Они хотели заставить его высказаться по поводу римского господства в Израиле. Но в этом вопросе была и другая подоплека: если бы Иисус действительно был ожидаемым Мессией, то он, конечно, выступил бы против римских поработителей. Итак, вопрос был задан, чтобы разоблачить его или как человека, представляющего угрозу для режима, или как самозванца. Ответ Иисуса умело поднимает вопрос на более высокую плоскость, предупреждая и об опасности политизации религии, и об опасности обожествления земной временной власти и неутомимого стремления к обогащению. Его слушатели должны были сделать вывод, что Мессия не был кесарем, а кесарь не был Богом. Царство, которое Иисус пришел создать, имело более высокое предназначение. Понтию Пилату он сказал: «Царство мое не от мира сего».
Рождественские рассказы Нового Завета выражают то же послание. Иисус родился во время проведения переписи населения, осуществлявшейся по приказу Октавиана Августа, императора, который был знаменит тем, что он принес Римский мир (Pax Romana) во все земли Римской империи. Однако ребенок, родившийся в темном и отдаленном уголке империи, должен был предложить человечеству универсальный по своим целям мир, раздвигающий рамки времени и пространства.
Иисус представляется нам как наследник царя Давида, но то освобождение, которое он принес своему народу, не касалось освобождения от вражеской оккупации. Речь шла об окончательной победе над грехом и смертью. Рождение Христа заставляет нас пересмотреть наши приоритеты, наши ценности, наш способ существования. Несомненно, рождественские праздники несут нам великую радость, но они дают повод и для глубокого размышления. Мы должны спросить свою совесть о том, правильно ли мы живем. В конце года, в течение которого многие испытывали экономические трудности, что говорит нам простая, бедная и смиренная сцена Рождества?
В рождественский период мы можем научиться читать Евангелие, познать Иисуса не только как младенца в яслях, но и как Бога, воплотившегося в человеке. В Евангелии христиане находят источник вдохновения для повседневной жизни, для их дел, для того, что происходит в парламенте и на бирже. Христиане не должны бежать от мира, наоборот, они должны действовать в нем. Но их вовлеченность в политику и экономику не должна определяться никакой идеологией. Христиане борются с бедностью, потому что признают высшее достоинство в любом человеке, созданном по образу и подобию Божьему и предназначенном для жизни вечной. Христиане убеждены в необходимости равного распределения земных ресурсов, потому что как управляющие Божьим миром мы должны заботиться о более слабых и уязвимых. Христиане противостоят алчности и эксплуатации, так как они убеждены, что путь щедрости и самоотверженной любви, которому нас учит Иисус из Назарета, это именно тот путь, который ведет к полноте жизни. Безграничная христианская вера заставляет нас бороться за мир и справедливость для всех.
Поскольку такие цели преследуются очень многими, то возможно великое и плодотворное сотрудничество между христианами и другими людьми. Тем не менее, христиане воздают кесарю только кесарево, а не то, что принадлежит Богу. Случалось в истории, что христиане не могли пойти на уступки кесарю. Во времена культа императоров в античном Риме и при тоталитарных режимах в прошлом столетии власть пыталась занять место Бога. Если христиане отказываются склониться перед фальшивыми богами нашего времени, то это не признак устаревшего представления о мире. Напротив, это происходит потому, что они чувствуют себя свободными от любой идеологии и руководствуются такими благородными представлениями о предназначении человека, что не могут пойти на компромиссы с теми, кто их не разделяет.
В Италии во многих сценах Рождества присутствуют руины античных римских зданий на заднем плане. Они символизируют то, что с рождением Христа пришел конец языческому миру, в котором нельзя было бросить вызов приказам кесаря. Теперь появился новый царь, который полагается не на силу оружия, но на силу любви. Он несет надежду всем тем, кто, как он сам, живет на задворках общества, Он несет надежду всем уязвленным изменчивой судьбой в неустойчивом мире. Из яслей Христос призывает нас быть гражданами в царствии Божьем, которое каждый человек доброй воли может помочь построить на земле.