Важнейшая причина отсутствия возможности окончательно распутать «сирийский узел» - неспособность России и США прийти к согласию по многим основным вопросам.
Однако, на мой взгляд, продолжением текущей ситуации мы обязаны достижению согласия США и России по следующему важному вопросу: обе страны испытывают опасения, что в случае падения режима без подготовки приемлемой и разумной альтернативы власть в Сирии может перейти под полный контроль исламистских и радикальных элементов.
Основное сходство в подходах США и России к Ближнему Востоку и исламскому миру – тревоги о светскости. В одном из государств сохраняются унаследованные от антирелигиозного коммунизма соответствующие аллергические реакции. Другое же, наряду с проведением политики «мягкой силы», особенно после атаки 11 сентября, поставило исламистские радикальные идеологии в центр всех своих оценок угроз национальной безопасности. В основе скрытого союза по сирийскому кризису лежит забота о том, чтобы гарантировать сохранение светского характера режима в случае его падения. По моему мнению, большинство разногласий России и США состоят в тактических вопросах, посредством которых два государства выигрывают время для подготовки желаемой политической основы. И это становится самим собой разумеющимся для миллионов сирийцев, жизни которых продолжает разрушать Асад.
Читайте также: Важные аспекты визита Путина в Турцию
Наиболее эффективным способом сохранения местных немусульманских элементов, здесь пересекаются интересы США и России, является управление как суннитскими, так и шиитскими исламскими государствами с помощью секулярных моделей под руководством светских лидеров. Для США и России важно, чтобы Ближний Восток не был оставлен исключительно мусульманам. Для них на переднем плане – православная и иудаистская восприимчивость. Симпатии же исламских элементов в большей степени на стороне мазхабов, этнических и идеологических групп, которые подавляют светский и мирской характер.
Госсекретарь США Хилари Клинтон, признавая «красные линии» в вопросе применения химического оружия в Сирии, провела переговоры со своим российским коллегой Сергеем Лавровым в Дублине. Взгляды США и России совпадают в том, что химическое оружие не должно оказаться в руках радикалов. Однако какое-либо важное решение, способное изменить текущую ситуацию в целом, не принято. Дан зеленый свет новому туру посреднической миссии спецпосланника ООН и ЛАГ по Сирии Лахдара Брахими. Вероятнее всего, этот шаг, как и у предшественника Аннана, окончится ничем. В лучшем случае эта мера позволит США и России выиграть еще немного времени, чтобы раскидать «политические камни» в Сирии.
Также по теме: Крмплекс НАТО «Пэтриот» и Турция
По словам Клинтон США настаивают на том, что результатом перехода должно стать создание «единой демократической» Сирии, где будут представлены интересы «всех граждан – суннитов, алавитов, христиан, курдов, друзов, женщин, мужчин». Клинтон добавила, что в таком будущем нет места для Асада. Единственная разница между заявлениями Клинтон и позицией России состоит в том, что Москва все еще окончательно не отбрасывает кандидатуру Асада (или пока делает вид). Однако как только условия на политической плоскости изменятся в желательном для России направлении, Россия не уклонится от того, чтобы разорвать последнюю ниточку, за которую держится Асад. Обеспечение по возможности светского и демократического характера будущего режима в Сирии важно для продолжения жизнеспособности определенных групп, неразлучно связанных с Россией.
В сущности, новая, радикализованная, отдаленная от линии светскости Сирия также не отвечает интересам Турции. Однако под воздействием сирийского кризиса находящаяся в непосредственной близости Турция не может себе позволить такое терпимое поведение и продолжительные интеллектуальные упражнения, которые демонстрируют США и Россия. Вашингтон и Москва стремятся к тому, чтобы блюдо под названием «новая Сирия» было приготовлено на медленном огне и своевременно готово к употреблению. Анкара, уже давно окончив сервировку стола, желает прибавить огонь. Однако шеф-повар на кухне Ближнего Востока – это не региональная сила Турция, а глобальные силы – США и Россия. И эти силы испытывают беспокойство о том, чтобы Анкара не «спровоцировала преждевременные роды» и не нарушила все их расчеты, прибегая к действиям без консультаций. Опасения России и США связаны и с тем, что часть высокоэффективного оружия попадает через Турцию к некоторым радикальным повстанцам в Сирии. «Пэтриот» был предоставлен Турции не для разжигания огня, а для его гашения. США и НАТО неоднократно заявляли о том, что ракетные комплексы не будут использованы в границах Сирии.
Читайте также: Ошибки во внешней политике Турции
Анкара может ускорить процесс смены режима, увеличивая свой вклад в подготовительный процесс, осуществляемый великими силами для построения светской и по возможности демократической Сирии после Асада. Турция способна укрепить связи суннитов, алавитов, немусульман, курдов и всех других групп в стране. Для достижения согласия с алавитами-нусайритами, которые продолжат свое влияние в новой Сирии, особую стратегическую значимость приобретают политические и гражданские движения в Турции, большинство в которых составляют алавиты. Широкими инициативами Турция может оказать содействие тому, чтобы такие великие игроки, как США и Россия, утратили свои страхи относительно будущего Сирии.
По мере приближения окончания конфликта в Сирии и момента «сбора пожертвований» США и Россия начинают захватывать политический контроль над процессом. На мой взгляд, очевидная напряженность между ними также контролируется. Под общим знаменателем светскости одна за другой закладываются основы нового сирийского режима.