28 ноября, по заявлению министра по вопросам реинтеграции Пааты Закареишвили, вопрос о возможном восстановлении прерванного 20 лет назад железнодорожного и автомобильного сообщения с Россией через территорию Абхазии, был снят с повестки дня. Хотя, идея, высказанная Закареишвили 2 ноября российской газете «Коммерсант», вызвала неоднозначную реакцию со стороны политиков и аналитиков многих стран.
По мнению самого Закареишвили, восстановление железнодорожного сообщения могло бы способствовать урегулированию политической ситуации с абхазами. «Этой железной дорогой смогут пользоваться все: Россия, Грузия, Армения» – говорит министр реинтеграции. В прямом эфире радио «Коммерсант» он также отметил, что «восстановление железнодорожного сообщения с Россией через Абхазию может принести серьезную выгоду грузинской экономике. Грузинские фермеры, грузинские предприниматели получат возможность дешево, быстро и легко вывезти в Россию продукцию с помощью железной дороги».
Против позиции Закареишвили выступил лидер партии «Европейские демократы» Паата Давитаиа. По его мнению, восстановление железнодорожного и автомобильного сообщения с Россией – страной, которая не признает государственности Грузии и оккупирует ее территории, является категорически неприемлемым.
Читайте также: Представитель премьера Грузии по РФ - Предлагаем Москве возобновить разговор
Эксперт Сосо Цискаришвили считает невозможным восстановление железнодорожного сообщения без согласия абхазской стороны. По его мнению, «Абхазия и без участия Грузии легко может вести экономические отношения с российской стороной, и без доброй воли со стороны абхазов, в случае восстановления сообщения, железнодорожная линия может превратиться в опасный транзит и стать объектом диверсий».
Примечательно, что инициатива Закареишвили была отрицательно воспринята самой абхазской стороной. По заявлению секретаря совета безопасности Станислав Лакобы, Абхазия не получала официального предложения со стороны Грузии в связи с восстановлением железной дороги. По мнению Лакобы, в том случае, если официальный Тбилиси обратится к абхазской стороне, данное предложение все равно будет неприемлемым. «Это предложение имеет политическую подоплеку, с целью вернуть беженцев, однако те, кто хотел вернуться, уже вернулись. Это предложение не попахивает даже железной дорогой, однако может привести к эскалации напряженности» - отметил Лакоба.
Со своей стороны, возможность восстановления железнодорожного сообщения между Грузией и Россией вызвала резкую реакцию Баку. В частности, азербайджанские политические эксперты и отдельные политики выразили довольно негативную позицию в связи с данной инициативой. По их мнению, Грузия становится проводником интересов определенных кругов на Западе, которые стремятся затормозить процесс урегулирования нагорно-карабахского конфликта, так как через Грузию станет возможным снабжение 102-ой российской военной базы, расположенной в Гюмри. Для блокирования означенной инициативы, эксперты не исключают возможности использования энергетических рычагов со стороны Азербайджана с целью политического воздействия на Грузию.
Также по теме: Усупашвили - Грузия должна перестать критиковать Россию
Несмотря на то, что Азербайджан на официальном уровне не делал заявлений по поводу возможного восстановления железнодорожного сообщения между Грузией и Россией, в ответ на реакцию со стороны Баку Закареишвили 7 ноября заявил, что Грузия никогда не предпримет шаги против государственных интересов Азербайджана.
Хотя, эксперты не исключают, что в будущем правительство Грузии постарается убедить Баку в безопасности восстановления железнодорожного сообщения для азербайджанской стороны. В качестве аргумента грузинская сторона могла бы привести тот факт, что в Грузии действует запрет на транзит российских военных грузов, не только посредством железнодорожного, но и автомобильного транспорта (трасса Степанцминда–Садахло).
Явную заинтересованность предложением Закареишвили выразила только армянская сторона. В частности, было зафиксировано заявление посла Армении в Грузии Оганеса Манукяна, в котором говорилось, что Армения заинтересована в расширении транспортной инфраструктуры Грузии. По мнению политических экспертов, возобновление движения на данной железной дороге снимет транспортную блокаду Армении, в которой она находится благодаря усилиям Турции и Азербайджана. В результате этого официальный Баку может лишиться важного рычага воздействия на Армению и Нагорный Карабах. А Анкара, предположительно, могла бы задействовать соглашения, подписанные в Цюрихе в 2009 году на основании турецко-армянских протоколов, которые предусматривают нормализацию отношений между этими двумя странами, открытие границ и снятие ограничений на транспортное сообщение, так как в данном случае блокада, объявленная Армении со стороны Турции, потеряет всякий смысл.
Читайте также: Саакашвили - Россия оставит Грузию территориально разделенной
По мнению директора Института востоковедения Национальной академии наук Армении Рубена Сафрастяна, открытие железнодорожного сообщения выгодно для Грузии. Наряду с существующим безальтернативным маршрутом восток-запад, Грузия может получить новый транспортный коридор север-юг. А это уменьшит зависимость Грузии от Азербайджана и Турции.
Что же касается России, по мнению экспертов, в связи со всем вышесказанным, она придерживается позиции наблюдателя. С одной стороны, Россия, которая снабжает расположенную в Гюмри базу с территорий Ирана и Центральной Азии, в случае восстановления железнодорожного сообщения с Грузией, могла бы снабжать свою военную базу, используя более короткий путь. Хотя, Москва реально осознает, что Тбилиси не допустит транзита российских военных грузов через свою территорию – это нанесет ущерб интересам Тбилиси и будет негативно воспринято западными партнерами. В случае эскалации ситуации в Иране, Москва также не сможет осуществить транзит военных грузов и живой силы через территорию Грузии.
С другой стороны, России выгодно противостояние между Грузией и Азербайджаном по вопросу железнодорожного сообщения, что может вызвать затруднения в эксплуатации нефте- и газопроводов (Баку – Тбилиси – Джейхан, Баку – Тбилиси – Эрзерум) и в реализации других западных проектов, к примеру, строительства транскавказской магистрали.
Из всего вышесказанного следует, что позиции различных сторон в связи с восстановлением функционирования железнодорожной магистрали между Грузией и Россией являются спорными и неоднозначными. Следует отметить и то, что инициатива была озвучена лишь на уровне идеи и не носила официального характера. Для ее осуществления необходимы время и согласие тех стран, через территории которых будет проходить железнодорожный коридор.