На севере Норвегии полным ходом идут работы на новой дороге до границы с Россией. Старый мост на соединяющей Норвегию и Россию дороге готовы были взорвать в случае вторжения. Новый мост входит в приоритетный список норвежского правительства как средство ускорения сотрудничества.
Старый мост, построенный в 1960 году, – всего лишь узкая дорожка через реку. Для мышления времен холодной войны уничтожить мост в случае советского вторжения было вполне естественным решением. Ближайшая пограничная застава находится в нескольких сотнях метров, и на учениях постоянно отрабатывался сценарий со спуском с сопки и подрывом моста.
Сегодня отношения между Норвегией и Россией более способствуют наведению мостов. Деловые и чисто человеческие контакты через границу развиваются быстрыми темпами. Трансграничное движение за последние три года удвоилось, в этом году в приграничной полосе был установлен безвизовый режим для местных жителей.
Новая дорога от пограничного КПП до Киркенеса включена в стратегию норвежского правительства по Крайнему Северу. Дорожные работы на восточном берегу Паз-реки начались два года назад, а в следующем году будет проложено 3,6 километра новой дороги на западном берегу. Через новый мост дорога будет направлена в тоннель, отводящий движение от жилых районов.
При ширине 9 метров новая дорога будет отвечать всем требованиям растущих грузовых автомобильных перевозок между северной Норвегией и российским Кольским полуостровом.
В России также уделяется особое внимание модернизации дороги, ведущей от границы до Мурманска. Новый участок дороги E105, который планируется ввести в строй осенью 2014 года, пройдет к северу от Сальмиярви напрямую до Заполярного, сэкономив водителям 15 минут по сравнению с маршрутом через Никель. В Печенге строится новый мост, модернизируется участок дороги к западу от Спутника.