Вслед за возгоранием фитиля «арабской весны» в результате публичного самосожжения Мохаммеда Буазизи, вынужденного заниматься уличной торговлей, несмотря на окончание университета в Тунисе, прошло два года. О процессе, оказавшем глубокое воздействие на политику и общественную жизнь на Ближнем Востоке, написано достаточно много. Начавшийся в Тунисе и свергнувший несколько лет находящиеся у власти режимы в Египте, Ливии, Йемене процесс одни расценивают как революцию, другие настаивают на существовании заговора определенных групп, нацеленных на приход к власти исламистов.
Волнение, испытываемое при возгорании первой искры в Тунисе, сегодня уже не так велико. В некоторых кругах текущая ситуация создала ряд вопросов и разочарование. Так выглядит хронология событий последних двух лет в странах, испытавших влияние «арабской весны».
Тунис. После точки отсчета «арабской весны» и гибели Буазизи в Тунисе разгневанный от нищеты и безработицы народ в течение нескольких недель не покидал улицы. Несмотря на изначально сделанные заявления о беспощадном подавлении протестных акций, Зин эль-Абидин Бен Али в результате резкого роста насилия 14 января 2011 года был вынужден отказаться от 23-летнего правления и бежать в Саудовскую Аравию. Бен Али был заочно приговорен к 35 годам тюрьмы по обвинению в коррупции. Наличие представителей свергнутого режима в составе временного правительства, основанного 17 января, еще более повысило напряженность. На выборах 23 октября 41% голосов набрала долгие годы запрещенная исламистская «Партия возрождения». В силу прихода исламистов к власти и созданного ими беспокойства в светских и либеральных кругах в последние месяцы в стране не прекращаются протестные акции.
Египет. Народное восстание, начавшееся 25 января 2011 года, привело к концу 30-летнего периода правления Хосни Мубарака. 12 февраля Мубарак передал власть армии. Два дня спустя власть захватил Высший военный совет и удерживал до самых выборов. С большим преимуществом на выборах 28 ноября одержали победу «Братья-мусульмане». На президентских выборах в июне кандидатом от победившей партии стал Мухаммед Мурси. Однако на этот раз борьба за власть вспыхнула между новым режимом и армией. Высший военный совет распустил парламент, в котором доминировали исламисты. В ноябре состоящая из светских, либеральных и христианских кругов оппозиция восстала против конституционных изменений, на которых настаивали исламисты. Продолжается напряженность накануне второго тура референдума по конституции, резкая реакция на которую объясняется намерением усилить влияние норм шариата на жизнь общества.
Ливия. Удар волны восстания по 40-летнему режиму Муаммара Каддафи не заставил себя ждать. После принятия Советом Безопасности ООН резолюции от 17 марта, санкционировавшей вмешательство в Ливию, вооруженные силы оппозиции при поддержке НАТО начали войну против сил правительства. Созданный оппозицией Национальный переходный совет в июле был признан международным сообществом в качестве законного правительства Ливии. 20 октября 2011 года в Сирте был убит Каддафи. В силу конфликтов между вооруженными группами и сторонниками прежнего режима страна все еще далека от стабильности. В то время как либеральный союз победил на выборах в июле, лишь через 4 месяца стало возможным создание нового правительства. Убийство посла Криса Стивенса при нападении на консульство США в Бенгази, а также четырех граждан США выявило масштаб происходящего в стране хаоса.
Бахрейн. Мобилизация шиитов в процессе «арабской весны» с целью оказания давления на правящую суннитскую династию не стала удивительной. Вслед за начавшимися в феврале 2011 года протестными акциями в марте страны Персидского залива во главе с Саудовской Аравией направили военных в Бахрейн для поддержки суннитского правительства. В результате жестоких столкновений оппозиция была подавлена. В то время как династия обвинила Иран в стремлении спровоцировать шиитов, под воздействием продолжающихся в Бахрейне протестов стал нарастать ропот недовольства среди шиитов в Саудовской Аравии.
Йемен. Йемен, в котором влиятельна шиитская оппозиция, начиная с января 2011 года, стал сценой широкомасштабных протестов, когда десятки тысяч людей вышли на улицы. В митингах, проводимых с требованием отставки президента страны Али Абдаллы Салеха, в силу жесткого вмешательства полиции погибли десятки человек. Несмотря на действия режима, оппозиция продолжала свои протесты, и многие клановые лидеры, военные и официальные лица отказались от поддержки руководства. Салех, не намереваясь уходить в отставку, но пострадав в результате атаки на президентский дворец 3 июня 2011 года, для прохождения лечения отправился в Саудовскую Аравию. После сохранявшейся несколько месяцев неопределенности в ноябре Салех дал согласие на подписание соглашения, предусматривающего передачу власти. Победа на проведенных в феврале 2012 года выборах заместителя Салеха Абдуррабу Мансура Хади не удовлетворила оппозицию. Рост напряженности в стране также объясняется столкновениями с боевиками «Аль-Каиды».
Сирия. Протесты, начавшиеся после задержания в марте 2011 года в сирийском городе Деръа группы молодых людей за граффити с лозунгами перемен и свобод на стенах зданий, послужили поводом для начала гражданской войны в стране. Оппозиция настаивала на том, что силы безопасности открыли огонь против миролюбивых акций граждан. Президент Сирии Башар Асад охарактеризовал данные события как «заговор Израиля и США». Свободная армия Сирии, образованная из «сменивших фронт» военных и вооруженных сил оппозиции, была создана в июле 2011 года. Оппозиции было недостаточно внесения изменений в конституцию и проведенных 7 мая впервые за 40 лет демократических выборов. В столкновениях, превратившихся в гражданскую войну, за 21 месяц погибло свыше 42 тысяч человек. Пока продолжаются споры о военном вмешательстве, в Совете Безопасности ООН Россией и Китаем были ветированы три различных проекта резолюции, направленных против Дамаска. Вновь созданная в Катаре организация Национальная коалиция сирийских революционных и оппозиционных сил были признана 130 странами как законный представитель сирийского народа. Асад, рассматривающий вооруженную и исламистскую оппозицию в качестве террористов, подчеркивает, что «арабская весна» приносит смерть и представляет угрозу для светскости.