Уход Депардье разделил общество. Даже отъезд Бернара Арно (Bernard Arnault), чье состояние в целых 250 раз больше, не наделал такого шума. Так, Жан-Марк Эро (Jean-Marc Ayrault) назвал отъезд Депардье «жалким» поступком. Мишель Сапен (Michel Sapin) заявил об упадке, а Орели Филипетти (Aurélie Filippetti) расценила случившееся как «дезертирство». В другом лагере, Надин Морано (Nadine Morano) назвала актера «великаном с большим сердцем», а Лоранс Паризо (Laurence Parisot) выступила с критикой «налогового безумия» правительства.
Считаете ли вы, что у Депардье были веские причины для отъезда или нет, содержание его открытого письма к премьер-министру не может не вызывать удивление.
«Я уезжаю, потому что вы считаете, что успех, творчество, талант и вообще отличия заслуживают наказания».
Депардье объясняет нам, что налоги – это «наказание», а не честь (не стоит перегибать палку!) или возможность внести вклад в общее дело. Нет, это именно «наказание». Пусть даже этот налог и принят как кризисная мера. Ну да ладно, допустим.
Но к чему еще можно применить этот налог, как не к «успеху, творчеству, таланту»? К неудачам? Бездействию? Бесталанности?
«Я считаю жалким решение судей по делу моего сына Гийома, которому, хотя он еще был совсем мальчишкой, дали три года строгого режима за два грамма героина, когда стольким другим удалось избежать тюрьмы, несмотря на куда более серьезные проступки».
Означает ли это, что раз некоторым удается избежать правосудия, то и остальных теперь нельзя осуждать? Опасный ход мысли.
Напомним также, что Гийома Депардье признали виновным в наркоторговле, и что его выпустили на свободу после того, как он отбыл половину срока.
«Я не бросаю камень во всех тех, кто страдает от повышенного холестерина, давления, диабета или слишком много пьет, или тех, кто засыпает на скутере: я сам один из этих людей, как любят повторять ваши любимые СМИ».
Осуждение стремления СМИ влезть в личную жизнь совершенно понятно, однако удивительно видеть, что болезни личного характера, злоупотребление спиртным и сонливость за рулем ставятся на тот же самый уровень. Остается только надеяться, что в тех, «кто засыпает на скутере», действительно полетят камни.
Хотя Депардье и написал в послании, что его отъезд мотивирован «множеством личных причин», всем прекрасно известна истина: «Я уезжаю, потому что вы считаете, что успех, творчество, талант и вообще отличия заслуживают наказания».
Нельзя сказать, что Депардье уходит в поисках новой культуры: он решил переехать в Бельгию, обосноваться всего в километре от французской границы.
Не стали причиной для отъезда и расхождения в ценностях: он мог бы, давайте представим, выступить против однополых браков и права голоса для иностранцев. Но ведь нет: он уезжает по финансовым мотивам. Таким образом, можно сделать вывод, что Депардье - не такой уж отчаянный патриот.
Но разве это преступление? Я не хотел бы поднимать этот вопрос, и уж точно не стану на него отвечать. Я не собираюсь возносить хвалебные оды «былому патриотизму», но не буду и критиковать его: патриотизм - это естественная ценность для человека, который ощущает необходимость ассоциировать себя с некой группой (семья, коллеги, религия, культура, нация). Разумеется, нельзя оправдать патриотизмом любые поступки, однако винить в нынешнем случае нужно вовсе не его: ответственность лежит на тех, кто им манипулирует.
Тем не менее, на волне рационализма времен Просвещения и позитивизма наше западное общество постепенно разрушило все эти коллективные ячейки. В результате наше современное общество состоит из потерянных индивидов, для которых жизнь не имеет иного смысла кроме потребления. Не будем рассуждать о том, хорошо это или плохо, однако признаем, что в нынешних условиях нет ничего удивительного в том, что у Депардье отсутствует экономический патриотизм.
Я не пытаюсь защищать или обвинять Депардье, а просто хочу подчеркнуть, что он отражает укоренившеюся среди современных псевдоголлистов-правых идею «спасайся кто может в Швейцарии». При этом они еще и говорят о патриотизме. Патриотизме? Может быть, но на каком основании?
У патриотизма может быть пять источников, которые также являются и средствами его выражения. Так, патриотизм может быть военным, экономическим и культурным, а также опираться на обычаи и ценности.
Военный патриотизм давно потерял актуальность во Франции. Экономический патриотизм отвергается современными либеральными правыми, которые защищают Арно и Депардье. Культура сегодня тоже больше не служит источником патриотизма для правых: виной всему не только существование массовой единообразной культуры, но и то, что настольная книга Лефевра - это каталог «Задиг и Вольтер». Обычаям как таковым нет места в политике.
Таким образом, единственно возможным в 2012 году остается лишь патриотизм на основе ценностей. Но эти ценности еще нужно обозначить.
Работа? В этом нет ничего исконно французского, а за президентские годы Саркози безработица резко пошла в гору. Семья? Здесь также не просматривается чего-то особенного для Франции, а право на жилье было оставлено на обочине прошлым правительством.
Что касается действительно французских ценностей, они были осмеяны правыми. Отметим, например, крупнейшее в партии «Союз за народное движение» течение под названием «Сильные правые», которое предлагает внести в Конституцию «христианскую традицию» Франции и создать «республиканскую хартию французских мусульман». Вспомните также и многочисленные обвинения в «правозащитничестве» со стороны правых, в том числе - и бывшего президента Саркози. Нелепость таких утверждений и провал дебатов о национальном самосознании подтверждают следующий факт: у современных правых нет ценностей.
Таким образом, единственная оставшаяся у них ценность - это патриотизм. Другими словами, причина существования патриотизма у правых - это сам патриотизм. И раз этот патриотизм основывается лишь на некой географической гордости, он плавно перетекает в ненависть. Такой гордый, но в то же время пустой и пассивный порыв заставляет презирать окружающих без каких-либо на то причин.
Сегодня правый патриотизм проявляется не в любви к Франции, ее культуре и народу, а в открытом презрении к мусульманам, живущим на пособия людям или любой другой культурной, общественной или экономической группе, которая «входит в моду».
Задача не в том, чтобы найти настоящих врагов (за неимением настоящих ценностей это попросту невозможно), а в том, чтобы обострить напряженность и сыпать вокруг обвинениями. Такая стратегия служит лишь для сокрытия собственной нехватки идей ради достижения победы на выборах. Самое страшное, что после прихода к власти этим людям нечего предложить, помимо уже набившей оскомину демагогии. Такое впечатления, что они уже сами поверили в свои нагоняющие тоску заявления.
Согласны вы или нет с экономическим патриотизмом, который предлагают нам левые, такой вывод определенно вызывает тревогу.