Рим - «Оперная система» перечеркивает прошлое и начинает все с нуля. Это можно сравнить с мгновенным переходом от пищущей машинки к планшету iPad или с выходом из музея восковых фигур в реальную жизнь.
Объявляется бойкот глубокому дефициту бюджета. На совете министров в пятницу (после первого заседания в среду) будет обсуждаться единый документ, касающийся 14-ти оперных театров и симфонических оркестров. Постановление должно выйти до 31 декабря: более 40 законов и постановлений, принятых с 1967 года до наших дней, будут отменены. Перемены в мире оперы будут радикальными, осуществляться будут в короткие сроки, что связано с политическим кризисом. Действительно, новые правила связаны с поручением, которое парламент дал правительству в связи с законом № 100 от 2010 года. Чтобы эти правила вступили в силу, нужно одобрение Совета министров. Обязательно должны высказать свое мнение Объединенная конференция, Государственный совет (в течение 30 дней), комиссии по культуре в Палате депутатов и в Сенате (в течение еще 30 дней). Но эти мнения не будут определяющими. Министр культурного наследия и культурной деятельности завершит законодательный процесс. Все должно упроститься под знаком государственной «децентрализации». Конечно, не обойдется без недовольства и протестов со стороны регионов. Например, подчеркивается принадлежность отдельных оперных театров к определенным регионам. Местные институты должны будут вносить свой вклад, по крайней мере, наравне с государством. Если это не произойдет, то оперный театр потеряет свой юридический и экономический статус и перейдет в разряд «традиционного» театра с меньшими привилегиями и финансированием. Оркестры и хоры продолжат свое существование в другой форме. Можно будет снова вернуться в систему 14 оперных театров, если региональное финансирование сравняется по размеру с государственным.
Количество театров
Итак, первая новость заключается в следующем: документ установит, сколько останется театров (их число может уменьшиться), и как они будут организованы. Государство требует постоянной заботы о них от регионов и коммун. Генеральный директор Министерства культурного наследия и культурной деятельности Сальво Настаси, эксперт в области законодательства, вместе с министром Лоренцо Орнаги участвовал в редактировании текста (его предшественник Бонди наметил принципиальные направления). Подчеркивается, что речь не идет о наказании, принуждении или категорическом предписании. Необходимо, чтобы в будущем регионы финансировали не только ярмарку перца, но и оперное искусство, которое характерно для ДНК нашей культуры. Благодаря опере мир говорит на итальянском языке. Государственные фонды будут распределяться в соответствии со старыми критериями, но часть финансирования (большая, по сравнению с прошлым) будет определяться качеством программ.
Полная автономия
Вторая новость заключается в том, что все театры без исключения будут пользоваться «полной автономией и независимостью». Другими словами, потребуется больше ресурсов из разных источников, но взамен предоставляется свобода. Каждый оперный театр пересмотрит свой устав и создаст органы управления. Не имеет значения, будет ли это администратор, музыкальный или артистический директор. Но он должен обладать сильной властью, и на него будет возложена ответственность перед советом администрации за результаты его деятельности. Его роль будет напоминать роль генерального директора предприятия.
Роль мэров
Театр Ла Скала и Национальная академия Святой Чечилии уже получили автономию и одобрили свой статус и устав. Они положили начало процессу приобретения автономии другими театрами. Есть заключение Административного регионального суда (ТАР), который рассматривал жалобу профсоюза Cgil, но оно еще не принято к исполнению. Это заключение, направленное против автономии театра Ла Скала и Национальной академии музыки, будет отменено новыми нормами. Обязанности «представительства» Римской оперы могут быть признаны специальными законами.
Некоторые мэры, не желающие больше играть роль президентов, могут отказаться от своего участия в жизни театра, уступив место выдающимся деятелям культуры. Другая возможность председательства открывается для регионов, если их вклад в финансирование будет существенным.
Порог для частных лиц
Этот вопрос очень деликатен и до сих пор не решен. Его всегда пытались решить «сверху», а подход нельзя было назвать прагматическим. Чтобы стать участником фонда театра, частное лицо должно вложить сумму, не менее 3% от государственного финансирования (автономия должна способствовать участию частных лиц). Предшествующий порог составлял 8%. Он был снижен, потому что задачи регионов и частных лиц - разные. Каждый театральный фонд сможет независимо решить, поднять ли этот порог или ввести другие реквизиты для доступа. Однако схема предполагает, что необходимо обсуждение перед одобрением положения, освобождающего спонсоров от налогов, как это происходит в Соединенных Штатах.
Вопрос о профсоюзах очень важен, потому что конфликтные ситуации и корпоративные интересы держат под ударом оперные театры. Пока действует (до его естественного окончания) только что подписанный национальный контракт. Потом каждый фонд будет заключать контракты автономно. Хватит господства государства, каждый театр принимает на работу и формирует штат по своему усмотрению. Предоставление контрактов будет децентрализовано, а ответственность ляжет на менеджеров и административный совет театров. Театры изменят свои уставы в течение 60 дней с момента одобрения правил, чтобы приспособиться к новым условиям. Опера в Италии действительно меняет партитуру. Последняя битва будет связана с увеличением числа спектаклей. Есть театры, которые выпускают 30-40 постановок в год, что приближается к среднеевропейским показателям.