Где встречать новый год — дома или в ресторане? Что лучше подать на стол? Обязательно ли покупать дорогое шампанское? Эти насущные вопросы волнуют человечество уже не первый десяток лет. Представляем вашему вниманию советы пани Эльжбеты, написанные в канун 1930-го нового года.
Обычай проводить новогоднюю ночь в ресторанах, за кутежами и попойками, пришел к нам с востока, и как многие другие позаимствованные оттуда веяния он подрывает и без того не слишком устойчивый фундамент нашей семейной светской жизни.
Дело в том, что всем хочется приятно и весело провести первые часы нового года, поскольку, согласно укрепившемуся суеверию, весь следующий год сложится так, как его первая ночь. И оставляют люди свои семейные очаги, и идут делать вид, что веселятся в прокуренных кабаках, среди подвыпившей публики. Некоторые даже проводят целую ночь в переездах из одного ресторана в другой, чтобы успеть всюду побывать и перед всеми показаться, обозначив свою принадлежность к развлекающемуся обществу.
А ведь еще не так давно как мило, бывало, встречали мы Новый год дома! Сейчас же эта практика почти вышла из обихода. Причиной отказа от такого рода вечеров называют большие расходы, связанные с их организацией: «Вы только подумайте, сколько стоит сейчас одна бутылка шампанского!» На это всегда можно ответить, что та же самая бутылка шампанского, выпитая в ресторане, стоит в три раза дороже, а несколько бутылок в нескольких ресторанах, складываются уже в такую внушительную сумму, что на нее вполне получилось бы организовать пышный ужин (может быть, не с шампанским, но с другим хорошим вином). И почему, собственно, обязательно пить шампанское? С ним ведь даже не связано никаких счастливых примет, после войны это вино начали пить напоказ — вне дома или по особо торжественным случаям — на свадьбах, юбилеях и других подобных праздниках.
В восточных регионах Польши, где культивируется много традиций, сходных с традициями нашей восточной соседки, не в канун дня Святого Андрея, а как раз в новогоднюю ночь, принято гадать на будущее. С особенным рвением этим забавам предается молодежь обоих полов: льет воск и олово, спрашивает случайных прохожих, как их зовут, рассыпает пшеницу перед петухами, кидает за дверь башмаки... Силуэт восковых фигур должен поведать о событиях грядущего года; имя прохожего будет именем избранника или избранницы; чье зерно первым склюет петух, та девушка первой выйдет замуж; в какую сторону будет смотреть нос башмака, оттуда придет будущий жених и т. п. Вечер незаметно проходит, часы уже бьют одиннадцать, время ужина.
Такой ужин не обязательно должен быть горячим, богатым или слишком долгим: одного мясного блюда будет вполне достаточно. Потом следует какой-нибудь солидный десерт. Я предлагаю английский плам-пудинг, который можно приготовить даже за пару недель до праздника. При подаче на стол он поджигается, чем всегда производит огромный эффект. Одновременно это вкусное и питательное блюдо, которое утолит даже самый сильный аппетит. После подаются орехи, сухофрукты и кофе. В двенадцать часов — пунш или горячий глинтвейн, а если за столом собралось много молодежи и вместо гаданий начались танцы, то освежающий и в какой-то мере напоминающий шампанское крюшон. Вот и весь прием.
Мы так любим копировать иностранные обычаи, а, например, во Франции и в Англии семейная жизнь развита куда лучше, чем у нас. Французы и англичане (считающиеся гораздо менее гостеприимными, чем поляки) проводят Рождественский сочельник и новогодний вечер дома, в кругу семьи и друзей. На столах у них, конечно, совсем другой ужин: французский «réveillon» — это кровяная колбаса (boudin) и индейка с каштанами или трюфелями. Англичане помимо своей индейки («turkey coq») подают плам-пудинг и маленькие пирожки «mince pies», в которых говяжья вырезка и маринованный язык эффектно сочетаются с изюмом и апельсиновыми цукатами. Ни одному человеку, имеющему дом и семью, не приходит в голову бросить все это ради шатания по кабакам, заполненным богемой, представителями полусвета и всеми теми, кто лишен собственного или хотя бы какого-то чужого очага, у которого он мог бы согреться. Между тем немцы или прежние, довоенные русские, привыкшие искать развлечений вне дома, издавна встречали Новый год в ресторанах или клубах. Неужели нам следует брать пример именно с них?
Я слышала о нескольких случаях, когда компания друзей или хороших приятелей, которые не могли самостоятельно устроить большой прием, организовывали его вскладчину, в самой просторной из имевшихся в их распоряжении квартир. Вот хороший пример для подражания, лишь бы не сбегать из дома в каба