Французская пресса продолжает обсуждать новое гражданство Жерара Депардье.
«Обеликс в Мордовии» - начинает свою статью «Паризьен». Вслед за «Фигаро», газета описывает пышный прием, оказанный высокому гостю в Мордовии. «Растрепанный и распахнутый, несмотря на мороз, актер прямо в аэропорту гордо подставил под нос журналистам свой свежеотпечатанный русский паспорт» - пишет «Паризьен». А «Фигаро» уточняет, что в праздничном кортеже отсутствовали французские журналисты, которых обиженный на родину Депардье не пожелал к себе подпускать.
В России Депардье встречали как полубога, - заключают обе газеты, - ему даже пообещали пост министра культуры Мордовии и жилье, в тени раскидистых берез, которые пришлись ему так по сердцу.
И если «Паризьен» напоминает затем актеру, что если тот поселится в Мордовии, то соседи у него будут отнюдь не тихие (Надежда Толоконникова, отбывающая срок в местной колонии), то «Фигаро» пытается как-то объяснить себе тот интерес, который Депардье вдруг проявил к России. Если это не финансы (а зарабатывает актер на рекламном бизнесе в России немало), то, может, это отзвук старого мифа о «святой Руси», который в прошлом веке так привлекал французских интеллектуалов?
Эта новая волна любви к России, в которой смешаны ностальгия по Союзу и проза русских классиков, изрядно эксплуатируется российской властью, желающей восстановить свою репутацию среди национальной и международной элиты. «Фигаро» даже вспоминает о том, что в 90-е годы прошлого века российское гражданство было восстановлено всем «белым» русским, покинувшим страну после революции. В 1932 году в СССР вернулся и Максим Горький. Однако все это – политический оппортунизм, - заключает «Фигаро». И многие в России встретили этот пиар с Депардье довольно критически.
Другая статья газеты повествует о том, что близкие актера, хранившие молчание в начале истории, начали выступать в его защиту. Бывшая жена, Элизабет Депардье, а также одна из его дочерей, Роксан Силла, решили дать интервью французским СМИ, в которых говорят, что нельзя кидать камень в человека страдающего и заблудившегося.
По мнению Элизабет Депардье, вместо того, чтобы осуждать Жерара, его нужно было позвать назад, когда это еще не было поздно. Так как Жерар просто-напросто страдает от нехватки любви и популярности на родине. А когда ему не хватает любви, то он становится провокатором, чтобы хоть как-то возбудить к себе интерес.
Кроме того, говорит она, Депардье и раньше появлялся в кругу людей не очень-то уважаемых. Это не ново, но плохое и хорошее постоянно смешивалось в его натуре.
Однако хорошее всегда брало верх. «Мой отец - поэт», - говорит о Дерпардье дочь Роксан, - «Он все переживает с необузданной силой своего огромного сердца». «Кроме того, Депардье всегда думал, что представляет за рубежом Францию, а во Франции реальность оказалась совсем иной».
«Нельзя бить по больному месту», - продолжает Элизабет, - Жерар – человек «крайне несчастный, который пытается продолжать жить. Надо ли бросать камень в заблудившегося человека?»
Тем не менее, в своей редакционной колонке «Фигаро» еще раз бросает в него камень. «Если бы Путин захотел использовать историю с Депардье, чтобы сделать из Франции мировое посмешище, то он поступил бы именно так, как он поступил».
Депардье, конечно, волен сам идти по стопам Ива Монтана и Симон Синьоре, которые считали Москву раем на земле. Однако советский рай давно провалился, а нынешняя история изрядно попахивает отголосками холодной войны, когда все сталкивали западные и советские модели жизни. И до последнего времени, только двойные агенты выбирали восточную модель.
Объятия Путина и Депардье – это, конечно, фарс. Однако за этим фарсом стоит суровая реальность, имя которой – абсурдная фискальная политика Франсуа Олланда, - заключает «Фигаро».