В российской прессе появились сообщения о том, что проект Закона о выборах в Государственную Думу, внесенный Дмитрием Медведевым, отозван. Президент Владимир Путин поручил своей администрации подготовить проект, который предполагал бы переход от пропорциональной системы выборов в Госдуму к смешанной.
Половина депутатов Думы избиралась бы по партийным спискам, половина — в одномандатных округах.
Речь идет также о разрешении блоков партий с повышенным для них проходным барьером. Для партий — 5 %, для блоков — 7%.
Российские эксперты предполагают, что Кремль может ограничить выдвижение неугодных кандидатов в одномандатных округах с помощью уже примененного на губернаторских выборах т. н. муниципального фильтра. Это сбор кандидатами для регистрации подписей у депутатов местного самоуправления, большинство которых сейчас состоит в партии «Единая Россия».
Член бюро Российской демократической партии «Яблоко» Сергей Иваненко считает, что Кремль идет на реформу закона из-за того, что система испытывает кризис, и власти предполагают сохранить большинство в парламенте, изменив правила игры.
Сергей Иваненко: В Кремле особо не теоретизировали по этому поводу, а просто подумали, что введение одномандатной системы будет способствовать тому, что «Единая Россия» получит голоса именно в этом секторе. Они будут терять в этом списке, зато доберут в одномандатных округах.
Сегодня себя противопоставить — даже нынешней — «Единой России» мало кто может. Потому что это деньги, административный ресурс, это фальсификации в избиркомах, это телевидение, силовые структуры и т. д. Поэтому они считают, что одномандатные округа — это тот спасительный крючок, которым можно вытащить несколько больших «рыбин», которые воплотятся в депутатские мандаты. То же самое относится, например, к блокам.
Я думаю, что главная цель — это создать блоки-споллеры. Это у нас уже было неоднократно. Один из последних примеров — это пресловутая «Родина», которая была создана за пару месяцев до выборов и сразу же добилась результата. Потом она так же развалилась, естественно, но это уже было потом. Я думаю, будут созданы блоки-споллеры Зюганова, чтобы отнять у них голоса, споллеры Жириновского, чтобы он особо много тоже не набирал. И, естественно, споллеры демократических партий, которых не так много сегодня действующих, но они все равно есть. Вот в этом главная цель.
Сергей Иваненко напоминает, что меняя систему выборов, Путин может переиграть сам себя. Такое уже было.
Сергей Иваненко: Помните — Верховный совет, который избирал Ельцина в 1990 г.? Там 90% Верховного совета — это были номенклатурные работники КПСС. Демократическая платформа — межрегиональная депутатская группа — была очень малочисленная, по-моему, 100-120 человек на 1000 делегатов съезда Советов. Но просто, когда власть стала проседать, ослабевать и, по сути, рушиться, вот тогда те самые депутаты одномандатные стали той миной, которая сработала против действующей власти.
Они стали искать, где лучше, и в итоге Ельцин был избран более чем половиной состава Верховного Совета. Этот пример, я думаю, будет довольно показателен и в этой ситуации. Да, сегодня это одномандатные депутаты, которые будут подчиняться Путину и «Единой России». Но что будет завтра, когда эта власть будет проседать, — никто не знает.
Сопредседатель Республиканской партии — партии народной свободы Владимир Рыжков подчеркивает, что Кремль возвращается к той самой системе, которую он же упразднил к выборам 2007 года.
Владимир Рыжков: Именно Путин и его правящая партия «Единая Россия» за минувшие 10 лет разрушили ту систему, которую сейчас они берутся восстанавливать. Я хочу напомнить, что когда Путин пришел к власти 12 лет назад, в России были одномандатные округа, в России были разрешены избирательные блоки, в России был 5-процентный барьер по прохождению в Государственную Думу и 7-процентный барьер для политических блоков.
Именно Путин разрушил эту избирательную систему, именно Путин привел к тому, что начались массовые фальсификации, началось немотивированное закрытие политических партий, и вся избирательная система была дискредитирована. Как и нынешняя Государственная Дума.
И человек, который разрушил избирательную систему, сегодня фактически восстанавливает ту же самую избирательную систему, которую он разрушил. Так могут поступать только безответственные политики в авторитарных государствах, где политики не несут ответственности за свои действия.
Что касается фактического отказа от инициативы Дмитрия Медведева, то это далеко не первый случай — фактически все первые месяцы нового президентства Путина посвящены ревизии медведевского наследия (и без того не очень обширного).
В данном случае, речь идет о крайне неудачном законопроекте, который был дружно раскритикован всеми профессионалами-специалистами, тот закон, который внес Медведев весной прошлого года, не годился никуда, он просто не мог бы работать в жизни. В этом смысле, шаг по отказу от него вполне оправдан.
RFI: Вот уже идут разговоры о том, что будут введены и в этот закон муниципальные фильтры.
Владимир Рыжков: Вполне допускаю, что правящая страной коррумпированная бюрократия и здесь подложит какие-нибудь гадости, и здесь создаст дополнительные неконституционные барьеры для участия граждан в выборах. В этом случае, это будет просто выхолащивание и профанация. Если они введут одномандатные округа, но при этом лишат людей возможности быть зарегистрированными и участвовать в выборах, то, по сути дела, это будет та же система, что и сейчас, когда сам Кремль отбирает участников выборов.
RFI: Что вы думаете о возможности восстановления избирательных блоков?
Владимир Рыжков: Меньше всего Путин думает о правах оппозиции. Больше всего Путин думает о своих шкурных интересах. И в данном случае, Путин хочет развивать опыт «Объединенного народного фронта» для того, чтобы уйти от надоевшего и дискредитировавшего себя бренда «Единой России». Они попытаются сделать некий объединяющий бренд: там — «За любимую Россию», «За процветание России», «За процветание и богатство России», куда соберут огромное количество партий-однодневок, партий-споллеров для того, чтобы создать видимость мощного пропрезидентского блока.
Но оппозиция должна извлекать свои выгоды из этой ситуации. И лично я буду работать над тем, чтобы был создан сильный либеральный оппозиционный блок с тем, чтобы представить миллионы рассерженных горожан в следующем составе парламента.
RFI: Кого бы вы «идеально» включили в этот блок?
Владимир Рыжков: В первую очередь, мне приходят в голову, помимо нашей партии РПР-Парнас, партия «Яблоко», «Комитет гражданских инициатив» Алексея Кудрина и Михаил Прохоров. Я думаю, что эти 4 организации могли бы составить основу этого блока. И если даже посмотреть на текущие рейтинги этих партий — в случае сложения и удачного выступления на выборах уже может идти речь не менее чем о 15% голосов избирателей. Что позволит кардинально изменить баланс сил в Государственной Думе.
Член бюро «Яблока» Сергей Иваненко подтвердил, что партия готова идти на коалиции.
Сергей Иваненко: Мы это уже делаем. Я думаю, один из рубежей, который нам предстоит пройти, — это выборы в Москве, это выборы губернатора Москвы, мэра Москвы и Мосгордумы, которые будут в 2014 году. Москва — это один из немногих сегодня случаев в современной российской политике, когда можно добиться результата. Результата серьезного.
И вот если удастся нам создать какую-то работоспособную политическую конструкцию, как это у нас было в 2005 году в тогдашнем СПС во главе с Никитой Белых, то это будет серьезное продвижение вперед. И я думаю, что власть против этого будет очень сильно бороться. Но это и есть та реальная политика, которой сегодня в России нет. А на московских выборах, я думаю, это вполне возможно. Но тут нужно быть очень сильным, бескомпромиссным и очень договороспособным с нашими потенциальными союзниками.
RFI: А в Московской области в этом году вы не собираетесь «потренироваться»?
Сергей Иваненко: Московская область — это несколько другой случай. Мы, конечно, готовы вести переговоры, но сегодня не совсем понятно, кто, собственно, претендует. Реально претендует. Не заявляет о том, что было бы неплохо стать губернатором, а реально претендует. У которого есть реальные силы для того, чтобы добиваться результатов.
RFI: Какие потенциальные партнеры для «Яблока» на современной политической площадке?
Сергей Иваненко: Зависит от типа выборов. Если говорить о Мосгордуме, то, с моей точки зрения, почти все демократические партии и околопартии или политические клубы — это все наши потенциальные сторонники. Мы, собственно, с ними ведем переговоры. Мы разговариваем с Владимиром Рыжковым, с Алексеем Кудриным, с людьми от Прохорова — с самим господином Прохоровым говорить непросто, он редко бывает в тех местах, где ведутся переговоры.
В принципе, мы открыты любому диалогу. У нас есть ограничение, это ограничение является программным и политическим: мы не имеем дела с радикальными левыми — сталинистами — и с националистами. Все остальное более открыто.
Сопредседатель РПР-Парнас Владимир Рыжков готов сотрудничать с другими демократами и на региональных выборах, и во время протестных акций.
Владимир Рыжков: Главная задача нашей партии на 2013 год — это подготовка к региональным выборам, которые будут 8 сентября этого года. Мы наметили 23 региона страны, где примем участие во всех уровнях выборов: муниципальных, региональных, губернаторских. После успешной кампании прошлого года, когда мы получили представительство в Барнауле и в Тыве, мы намерены увеличить свое политическое влияние и представительство.
И, кроме этого, мы будем продолжать свою протестную деятельность. Партия стала первой партией, которая официально заявила о своем участии в марше 13-го числа, чуть позже к этому маршу официально присоединилось «Яблоко». Наша формула: «Выборы, улица, пропаганда». Или «просвещение». Мы будем участвовать в выборах, мы будем выходить на улицу и мы будем заниматься просвещением народа, объясняя ему, что Путину есть альтернатива. Альтернатива экономического роста, преодоления бедности, получения более конкурентной экономики и демократии.
RFI: Как вы видите марш 13-го числа?
Владимир Рыжков: Я вижу его как большой марш с очень ясными требованиями отмены антисиротского закона и новых выборов в Государственную Думу.
По мнению экспертов, и степень демократизма нового закона о выборах, и степень честности проводимых в стране региональных выборов будет зависеть в значительной степени от того, сохранится ли прошлогодний уровень протестной активности жителей крупных городов России.