По данным доклада, подготовленного ЕС вместе с программой развития ООН и опубликованного в начале 2011 года, 140 миллионов человек в 18 арабских государствах живут на пороге бедности.
19% арабского населения стараются сводить концы с концами, имея не более 2 долларов в день, в то время как на эти государства приходится 45% всех природных ресурсов мира, 58% запасов нефти и 30% природного газа. Что касается природных ресурсов, мусульмане, словно бедняки Медины, выстраиваются и ждут своей очереди. Одна из важных причин потрясений на Ближнем Востоке – непреодолимая бедность и захват глобальными силами и локальными группами доступа к ресурсам.
Умар ибн аль-Хаттаб подземным и наземным богатствам на исламских территориях в зависимости от статуса земель присваивал категории «файъ» (имущество неверных, которое мусульмане захватывают без вооруженного столкновения – прим. пер.). Доходы от этого имущества должны быть потрачены на заботу о благосостоянии мусульман общины, и пока это не будет сделано, бедности, социальным и политическим конфликтам, нестабильности не будет конца. Это приводит нас к идее права собственности и распределения ресурсов за пределами «государства-нации». Так, при завоевании Ирака Умар ибн аль-Хаттаб наделил пастуха в Йемене – Сане правом на имущество на здешних территориях.
Читайте также: Арабские госудаства в состоянии неопределенности
Исламские государства длительное время находятся под внешним контролем. Через потрясения происходит смена режимов. Формула, нацеленная на сохранение прежнего положения в рамках новой формы – «интеграция арабских государств с глобальной экономикой». Это предполагает отказ от экономической модели, основанной на государственном регулировании, и переход к свободной рыночной экономике; проведение приватизации и обеспечение открытости глобальному капиталу; отстранение от социальных и профсоюзных прав рабочих; точное следование дисциплине МВФ и Всемирного банка; аккуратное заимствование западных проектов развития и программ социокультурного реформирования; внесение в соответствии с ними изменений в социальную и экономическую политику, проведение с этой целью правовых и административных регуляций.
Запад продолжает контролировать арабские государства. В Ираке, Ливии и Сирии сначала уничтожается инфраструктура, затем в обмен на ресурсы начинается восстановление. Получив доступ к нефти в Ливии, Запад сейчас нацелился на 400 миллиардов долларов, которые по некоторым оценкам требуются для восстановления инфраструктуры страны. В таких государствах, как Египет, используется «безоружная сила», а именно МВФ и Всемирный банк. Во имя «модернизации» Египта становится чуть ли не обязательным вопрос о предоставлении стране кредита. Конечно, где и как будут использованы кредиты, определят и проконтролируют без участия Египта. Благодаря этому, когда взят под контроль рынок и экономика, необходимость в автократических режимах исчезает вовсе, поскольку все окажутся зависимыми в экономическом отношении и лет 10-15 не смогут сдвинуться с места в силу кредитных обязательств, кредитов на покупку машины или дома. Если возникнут проблемы в применении мягких методов, текущее экономическое положение станет еще хуже. Например, будут подключены международные организации, которые составляют кредитный рейтинг. В декабре 2012 года в качестве метода устрашения для «Братьев-мусульман» Standard & Poor’s грозилось понизить кредитный рейтинг Египта. Причина – политическая нестабильность, которой может открыть путь проводимая Мурси политика. Оценку риска ограничения перевода и конвертации валюты агентство понизило до отметки B-. Это был сигнал – «смотри под ноги».
Также по теме: Ислам и Запад - Кто зачинщик?
Однако еще более поразительна открытая угроза со стороны стран-членов ЕС, посчитавших, что «Братья-мусульмане» и Мурси зашли слишком далеко. Так, в начале декабря 2012 года спикер Европарламента Мартин Шульц призвал оказать давление на Египет: «Братья в Египте эксплуатируют религиозные чувства, и единственное, что может пронять такой режим, – это экономическое давление».
В этой связи каждый из фундаментальных центров исламской цивилизации постепенно превратится в Дубай. Так же, как мечеть аль-Харам окажется в окружении гигантских безобразных отелей, так и исторические реликвии в Стамбуле, оставшиеся со времен Османской империи, будут окружены небоскребами – портативными символами глобализации. На очереди - Каир, Бенгази, Багдад, Дамаск и другие…