Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

От стратегического партнерства к образцовому: отношения Косово и Турции

© коллаж ИноСМИсербия и косово
сербия и косово
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сегодня в отношениях Турции и Косово, о сближении которых можно говорить, начиная с 2008 года с приобретением Косово независимости, наблюдается благоприятный период. Наряду с двусторонними инвестициями стран в экономической, культурной и образовательной сферах, движущую силу развития межгосударственных отношений составляет доверительный диалог на уровне руководителей двух стран.

Сегодня в отношениях Турции и Косово, о сближении которых можно говорить, начиная с 2008 года с приобретением Косово независимости, наблюдается благоприятный период. Наряду с двусторонними инвестициями стран в экономической, культурной и образовательной сферах, движущую силу развития межгосударственных отношений составляет доверительный диалог, построенный премьер-министром Турции Реджепом Эрдоганом и премьер-министром Косово Хашимом Тачи. Такие вопросы, как строительство государства, организация центральной и местной власти, экономические и социальные реформы, отношения с ЕС и диалог с Сербией, образуют приоритетные задачи на повестке дня Косово. Поддержка Анкарой Косово на различных международных платформах с первого дня приобретения страной независимости, а также подписание множества соглашений – конкретные примеры стремления к дальнейшему развитию отношений, в частности в 2013 году. 

 

Турция – седьмой по величине торговый партнер Косово, и порядка 400 турецких компаний осуществляют предпринимательскую деятельность в этой стране, что наглядно иллюстрирует объем торгового партнерства между двумя государствами. Что касается образовательной сферы, то культурные связи государств еще более укрепляет получение образования и изучение турецкого языка косовскими албанцами в Турции. Соглашения о сотрудничестве и программах по обмену, заключенные в ходе визита Эрдогана в Косово, способствовали более глубокому сближению двух стран. Представление об уровне отношений между Косово и Турцией формируют слова Тачи: «Косово рассматривает Турцию как стратегического партнера и с радостью приветствует содействие Турции по укреплению регионального сотрудничества на Балканах». Иногда риторика Турции о «братстве» приходится не по душе националистической платформе во внутренней политике Косово, в частности, политическому движению «Самоопределение». Однако несмотря на это, отношения Турции и Косово рассматриваются с позиций взаимовыгодного партнерства. 

 

Особое место в османо-косовской истории занимает факт, о котором сегодня напоминает находящаяся в центре наиболее оживленной улицы столицы Приштины статуя солдата-албанца по имени Искандер Бей, сыгравшего важную роль в достижении албанским народом независимости от Османской империи. Дружественные отношения Турции и Косово в некоторой степени находятся под негативным воздействием исторических предубеждений, связанных с обвинением Османской империи в эксплуататорской политике албанского народа. Несмотря на наличие этой и подобных исторических проблемных зон в культурных отношениях, в дипломатической и экономической сферах страны переживают золотой век. Получение косовскими дипломатами академического образования в Анкаре входит в число важных договоренностей в рамках сотрудничества между двумя странами. Как отмечал бывший президент Косово Фатмир Сейдиу, «золотая дружба и мост сотрудничества» всегда будут иметь место в двусторонних отношениях. Это мост, который предполагает сильные религиозно-культурные связи. Это мост, который, как обеспечил интерес Турции к региону, что подтверждается крупными объемами инвестиций в сферы строительства, продовольствия и банковских услуг, так и послужил поводом для их роста. При сотрудничестве государств на основе единомыслия возможно возникновение образцового партнерства. «Единомыслие и совместное действие» в отношениях, которые переживают золотой век, несомненно, будут способствовать еще большему развитию двусторонних связей. 

 

Переговоры в Брюсселе и Турция

 

В переговорном процессе косовского и сербского лидеров, встреча которых состоялась в третий раз в Брюсселе при посредничестве ЕС, был достигнут определенный прогресс. Слова о «наличии важных подвижек в переговорах между Белградом и Приштиной», озвученные в заявлении Верховного представителя ЕС Кэтрин Эштон, принимавшей участие в переговорах, вызвали значительный резонанс на Балканском полуострове. Отмечалось, что обе стороны достигли договоренности о реализации модели интегрированного управления границами. При подобных событиях стремление стран сохранить баланс в собственной внутренней политике иногда может создавать препятствия для совершенствования двусторонних отношений. Можно утверждать, что в результате внутреннего давления, последовавшего вслед за выборами в Сербии в мае прошлого года, одностороннее прекращение Сербией переговоров и резкая реакция движения «Самоопределение», подпитывающего националистическую платформу в Косово, фактически прервали переговорный процесс. Учитывая динамичные балансы во внутренней политике стран, возникший в ходе переговоров, тупик можно воспринимать как естественный. В числе тревог косовского и сербского народа занимают место вопросы: «Какие пункты обсуждаются на переговорах между Косово и Сербией? По каким вопросам стороны не в силах достичь согласия?» 

 

Пункты переговоров охватывают вопросы от Северной Митровицы до безопасности границ, при этом премьер-министр Сербии Ивица Дачич отметил, что в первой половине этого года будет обсужден вопрос об учреждениях на севере Косово. Большинство населения в этих районах составляют сербы, и в этой связи находящиеся здесь представители этого большинства должны иметь особый статус. Данное заявление Дачича было резко встречено Косово. С другой стороны, достаточно интересной представляется реакция депутата парламента Косово Рады Трайкович на план президента Сербии Томислава Николича. Трайкович отмечает, что предложенный Николичем план близок плану экс-президента Финляндии Марти Ахтисаари, и существует опасность того, что наряду с рисками, с которыми вполне вероятно столкнутся сербы, Косово может превратиться в землю этнических албанцев. Мнение Трайкович опирается на тезис плана Николича, который предусматривает территориальную автономию сербов на севере Косово, в то время как для Южной Митровицы предлагается этнический принцип. «Территориальные претензии» Косово рассматривает как вопрос о нарушении права государственного суверенитета. Вместе с тем заместитель главы правительства Сербии по европейской интеграции Сузанна Грубешич отмечает, что в 2013 году Сербия может начать переговоры о членстве в Европейском союзе, однако присоединение к ЕС обусловлено необходимостью урегулирования проблемы с Косово. 

 

В поисках путей решения проблем в отношениях Белграда и Приштины Сербия рассматривает все возможности, стараясь не подвергать риску свое членство в ЕС. Однако речи, которые находят поддержку на уровне гражданского общества и правительства в Сербии, воспринимаются в Косово как вмешательство во внутреннюю политику. 

 

Перед новым раундом переговоров в Брюсселе на уровне министров иностранных дел и лидеров двух стран можно говорить о некоем зондировании почвы относительно участия Турции в данном процессе. В результате заявление Эрдогана о готовности принять участие в переговорном процессе Сербии и Косово с посреднической ролью способствовало снижению напряженности между двумя странами. Слова МИД Сербии и премьер-министра Косово Тачи: «Мы с радостью приветствуем посредничество Турции», – в некоторой степени сблизили страны в преддверии диалога в Брюсселе. 

 

В силу непреклонных позиций и внутренних балансов Сербии и Косово существуют две страны, которые могут быть привлечены к роли посредника. Одна из них – Германия, другая – Турция. Учитывая неподъемный груз, который несет на себе Германия как член ЕС, представляется возможным, что посредническая роль в значительной степени будет отведена Турции. Учитывая пункты переговоров и сложную организацию процесса, Турция, в свою очередь, сыграв эту роль, способна выполнить ключевую функцию по обеспечению стабильности на Балканах. Эта обязанность важна для Турции и с точки зрения претворения в жизнь принятых на переговорном процессе решений.