Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Страны «арабской весны» на перепутье интересов

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Весну сменило лето, за летом пришла осень, затем зима и снова весна, но, в отличие от законов природы, нормальное экономическое развитие не скоро вернется к странам арабского мира, переживших так называемую «арабскую весну».

Весну сменило лето, за летом пришла осень, затем зима и снова весна, но, в отличие от законов природы, нормальное экономическое развитие не скоро вернется к странам арабского мира, переживших так называемую «арабскую весну». По последним оценкам, появившимся в иностранных СМИ, экономический ущерб от так называемой «арабской весны» составит, по меньшей мере, 225 миллиардов долларов. По подсчетам МВФ, наиболее серьезные финансовые потери понесла Ливия, а следом Египет, Тунис, Бахрейн и Йемен.

Самостоятельно добиться прогресса в экономике страны «арабской весны» при своем опустошенном хозяйстве не могут, и ищут финансовой помощи у сильных стран. В первую очередь, большие надежды возлагаются на соседей, которых не коснулась волна беспорядков (это, как правило, Саудовская Аравия и другие члены Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива), западные державы, а также на международные финансовые организации (Всемирный банк, МВФ и др.).

Читайте также: Арабские государства в состоянии неопределенности


Безвозмездная помощь, которая оказывается этим странам со стороны ООН или некоторых государств, - как капля в море, ведь на восстановление разрушенных экономик требуются миллиарды. Многие из них до сих пор не получили обещанных денег ни от богатых держав, ни от международных финансовых институтов (МФИ). Основная причина - пострадавшие стороны пока не смогли определить приоритеты в развитии. Ну а те страны, которые все же предоставляют помощь, придерживаются правила: кто дает деньги, тот диктует условия, и взамен требует соблюдения их интересов. МФИ, в свою очередь, также не спешат предоставить кредиты, чувствуя риски, но и эта форма помощи, которая на время сможет стабилизировать внутреннюю экономику, ляжет тяжелым бременем кредитной задолженности на внешнем долге арабских стран.

Главы МИД России и Лиги арабских государств согласовали план урегулирования в Сирии


Ожидается, что большую финансовую помощь среди стран, переживших «арабскую весну», получит Египет. Саудовская Аравия уже перевела для поддержки египетского бюджета 500 миллионов долларов, и в дальнейшем для этих целей отложено 3,75 миллиарда долларов. В свою очередь, власти Катара решили увеличить финансовую помощь Египту до пяти миллиардов долларов. В таком же размере помощь в виде грантов и льготных кредитов предложили Египту Евросоюз и ассоциированные с ним финансовые институты. США готовы списать один миллиард долларов с трехмиллиардного долга Каира, а также выделить миллионы долларов на другие виды помощи, чтобы укрепить экономику Египта. Что касается помощи Египту от международных организаций, то договоренности о предоставлении кредитов достигнуты с МВФ, ВБ и ИБР.

Также по теме: «Арабская весна» и новые игроки региона


Из этого же состава доноров получают финансовую помощь и другие пострадавшие от «арабской весны» страны. К этому списку можно добавить лишь Турцию, которая оказывает активную помощь в регионе, как в форме инвестиций, так и кредитных вложений. Так, Турция выделила кредит на развитие египетской экономики в размере двух миллиардов долларов. В настоящее время Турция реализует проект по восстановлению электрической инфраструктуры в Ливии, там же она намерена приобрести новые месторождения нефти на блоке Физан. Турция также одобрила выделение кредита в размере 250 миллионов долларов Тунису.

В целом, анализ финансовой помощи странам «арабской весны» показывает, что на сегодня экономические и геополитические интересы в этих странах не изменились, и, как прежде, формируются под трехсторонним воздействием - от арабских «игроков» (в данном случае, Саудовской Аравии), ближневосточных государств (Турция) и внерегиональных держав (США и ЕС). Следовательно, исторически сложившаяся сопряженность интересов в регионе должна в скором времени переломить существующую ситуацию в арабском мире, и поставить пострадавшие от «арабской весны» страны на путь необходимых политических и социально-экономических преобразований.