Главы МИД Армении и Азербайджана прибыли в Париж, где 28 января состоялась их встреча с сопредседателями Минской группы ОБСЕ по вопросам карабахского урегулирования. Отдельная встреча между самими министрами без участия сопредседателей не была предусмотрена.
Как сообщает АПА, сопредседатели обсудили с министрами предложения по продвижению мирного процесса, представленные сторонам конфликта в октябре 2012 года. Они также поделились мнениями о мероприятиях, которые могут укрепить атмосферу доверия между сторонами.
Посредники обсудили с министрами и вопрос в связи с полетами гражданских самолетов в Нагорном Карабахе. Главы МИД и сопредседатели подчеркнули необходимость деятельности Минской группы ОБСЕ в связи с урегулированием нагорно-карабахского конфликта, ссылаясь на заявления от 14 апреля 2011 года и 13 июля 2012 года. Главы МИД заявили о том, что поддерживают мирный процесс и решительно настроены на продолжение переговоров. Стороны пришли к договоренности о продолжении обсуждений в связи с мирным процессом в предстоящий период.
Напомним, армянская сторона заявила о готовности начать полеты гражданской авиации из Ходжалинского аэропорта в ближайшее время. Баку заявил о готовности пресекать эти полеты силовым путем, а МГ ОБСЕ несколько раз призывала стороны воздержаться от действий, могущих усилить эскалацию.
Накануне парижских переговоров по поводу перспективы открытия Ходжалинского аэропорта высказался посол США в Баку Ричард Морнингстар.
«Сопредседатели Минской группы ранее заявляли и сейчас заявляют, что стороны должны воздерживаться от шагов, которые могут нанести удар по мирному процессу. Открытие аэропорта в Ходжалы способно создать напряженность в мирных переговорах», – сказал он. Многие эксперты считают, что, по большому счету, в возобновлении полномасштабных боевых действий на данном этапе ни Армения, ни Азербайджан не могут быть заинтересованы, хотя и по разным причинам. Но одновременно отмечается, что обострение ситуации вокруг открытия Ходжалинского аэропорта может стать поводом для возобновления полномасштабных боевых действий.
Тем более непонятно то, что по вопросу открытия Ходжалинского аэропорта на уровне публичных заявлений стороны придерживаются не просто диаметрально противоположных, но крайне воинственных позиций. По сути ни официальный Ереван, ни Баку не оставляют друг другу возможности для отступления. В чем же дело? В чем причина этой воинствующей неуступчивости, которая может стать поводом для возобновления широкомасштабных боевых действий? Ведь в случае реализации взаимных угроз, связанных конкретно с этим вопросом, вряд ли удастся избежать возобновления полномасштабных боевых действий. В Ереване и Баку не настолько наивны, чтобы не понимать этой истины.
Скорее всего, и в Ереване, и в Баку считают, что внешнеполитические факторы и реалии сегодня настолько благоприятны, что позволяют демонстрировать «крутизну и неуступчивость», поиграть на нервах противоположной стороны, заставить пойти на тактические уступки. Проще говоря, расчет делается на незаинтересованность противоположной стороны в возобновлении полномасштабных боевых действий. И, как следствие, каждая из сторон надеется на уступку противоположной стороны в данном вопросе.
Ведь, по большому счету, и в Ереване, и в Баку прекрасно осознают, что открытие аэропорта никак не может повлиять ни на урегулирование конфликта, ни на социально-экономическую ситуацию в самом Нагорном Карабахе. Но «победа», одержанная по этому вопросу, будет демонстрацией силы и воли, что обещает некоторые тактические выгоды, но не более.
Но ради этих тактических выгод, никак не меняющих соотношения сил в зоне конфликта, ставится под удар хрупкое перемирие, сохраняющееся в течение последних 19 лет. Вряд ли это происходит по воле самих сторон конфликта.
«Азербайджан превращается в антииранскую базу. Вооружение Израилем Азербайджана все больше набирает обороты. Тем самым Тель-Авив злоупотребляет кризисным положением Баку», – заявил корреспонденту ИА Regnum иранский эксперт по международным вопросам, руководитель иранского аналитического центра «Новые перспективы» Миргасем Моумени. По словам Моумени, после обретения Азербайджаном независимости в 1991 году, после армяно-азербайджанской войны за господство над Нагорным Карабахом «Израиль предложил политическим деятелям Азербайджана использовать силы еврейского лобби в борьбе с армянами». «Азербайджан не только закупает оружие, но и принимает у себя израильских советников, консультантов… С политической, экономической, военной точек зрения, а также с точки зрения безопасности Израилю удалось создать для себя хорошие условия в Азербайджане, то есть на границе с Ираном», – подчеркнул эксперт.
Учитывая крепкие позиции израильтян в Азербайджане, Моумени выразил уверенность, что у Тель-Авива есть вполне реальные возможности для принятия мер, направленных против национальных интересов Ирана, полагаясь при этом на Баку. В целом, по мнению иранского эксперта, такая политика властей Азербайджана в будущем обернется против них самих. «В Баку постоянно поддерживают напряжение в отношениях с Тегераном. Азербайджан, полагаясь на помощь США и Израиля, продолжает развивать свою антииранскую политику. Однако этот путь не созвучен с интересами азербайджанского народа», – заявил он.
Отметим, что в 2012 году между Израилем и Азербайджаном был заключен контракт по купле-продаже оружия и военной техники на общую сумму $1,6 млрд. В прошлом году Азербайджан в основном закупал продукцию производства компаний Elbit Systems, Rafael, IWI, IMI. Стороны планируют расширить сотрудничество. Наши и иранские дипломаты сколько угодно могут заявлять, что между Азербайджаном и ИРИ налажены и развиваются добрососедские отношения. Но тезисы, изложенные иранским экспертом, в достаточной степени полно отражают настроения, господствующие в Тегеране по поводу взаимоотношений с Азербайджаном. Азербайджан является союзником США, Турции и Израиля, что автоматически включает нашу страну в перечень государств, от которых исходит угроза для Ирана. Естественно, существуют более глубинные причины враждебного отношения Ирана к Азербайджану, о которых наша газета писала не раз. Но сегодня речь не о них, так как не они являются определяющими факторами в резком обострении двусторонних межгосударственных отношений. У Тегерана большие сомнения, связанные с возможными сценариями развития событий вокруг иранской ядерной программы.
И, естественно, официальный Тегеран руководствуется принципом «враг моего врага – мой друг» и во всех направлениях готов поддержать Армению. Очень сложные отношения складываются и с нашим северным соседом. В интервью Vesti.Az политический эксперт, руководитель российского Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов честно признает, что сегодня положение российских монополий и экономики более рискованное, чем в середине 2008 года, когда случилась короткая война с Грузией. На фоне многих неудач в битве за европейский газовый рынок, политического и социального кризиса в стране небольшой конфликт может видеться правящим верхам как полезный. При этом, по мнению российского эксперта, жесткость позиций азербайджанской стороны кажется Москве оскорбительной.
«Если мы вспомним августовские события 2008 года, то заметим, что в Грузии произошли перемены, выгодные России. Еще важнее, что американская сторона дала Москве понять, что будет держаться в стороне от второстепенных для себя споров. Сейчас, когда остро стоит иранский вопрос, США рассчитывают, что исламистский Иран падет под тяжестью внутренних противоречий. И этот расчет верен. Однако нет никакой гарантии, что он падет именно к ногам Вашингтона. То есть военные союзники против Ирана не так важны. В такой обстановке Россия может чувствовать себя на Кавказе более уверенно, чем во время войны с Грузией. И военный конфликт, в котором она четко окажется на стороне противников Азербайджана, вероятен», – отмечает Василий Колташов. По его мнению, новый конфликт в Карабахе может быть даже выгоден с точки зрения ослабления конкурента – Азербайджана – на сырьевом рынке. Власти России осуществляют непопулярные реформы одну за другой, и отвлечение внимания на новый военный конфликт может казаться им удобным решением и с этой точки зрения. При этом Василий Колташов считает вполне вероятным ввод российских миротворцев в Карабах: «И тут опять необходимо вспомнить еще кое-что из опыта 2008 года. Война способна положительно влиять на сырьевые цены, выступая временным противовесом объективному давлению кризиса. Сейчас США вливают деньги в международный финансовый рынок, но рынки лишь держат равновесие. Они не растут, и это очень важный сигнал. Они могут снова упасть, а это для сырьевой российской экономики станет ударом. Конфликт России и Грузии сработал летом 2008 года как ограничитель ценового спада. Эффект был временный, но он был. Описанные моменты важны для понимания внешней политики Москвы».
По мнению эксперта, в случае возобновления полномасштабных боевых действий Россия открыто встанет на сторону Армении. Риски для нее отныне велики. С Арменией у России есть крупные деловые проекты. Один из них – добыча меди, ради которой идет дикая вырубка древнего Техутского леса. «Азербайджан подвергнет себя большому риску, если решится начать войну именно сейчас», – заявляет Василий Колташов.
Кроме того, как считает российский эксперт, появляется все больше признаков, что Москва уже считает спор разрешенным. Попытки Азербайджана на словах доказать обратное будут игнорироваться. Попытки доказать на деле – встречать ответную реакцию. Возможно, она окажется даже военной. В этой обстановке Евросоюз серьезно повлиять на положение никак не сможет, а США, видимо, отойдут в тень.
А если официальный Баку поддержит Запад в возможной войне против Ирана, это обещает Азербайджану всего лишь обострение отношений с Ираном, и ничего более, считает Василий Колташов: «Запад воюет с этой страной словами и экономическими решениями. Кризис в Иране усиливается. Население беднеет и раздражено своим правительством. Его пропаганда все меньше работает. В США об этом знают, и услуга Азербайджана нужна пока лишь в виде готовности словесной помощи, а за это много не платят. Войны же с Ираном вести пока не спешат, помня о том, каким непростым оказался конфликт Ирака и Ирана в 1980-е годы».
Российский эксперт вполне реалистично изложил позицию и интересы Москвы в армяно-азербайджанском конфликте. Тут с ним поспорить очень трудно. Однако в заявлениях российского эксперта можно заметить и попытку напугать и сломать азербайджанскую сторону. Если верить его словам, Азербайджан уже остался без союзников. Ну, во-первых, это не так. США и их союзники имеют собственные интересы в регионе, притом не только энергетические. А для реализации этих интересов необходимы союзники, в том числе в лице Турции, Азербайджана и Грузии. Ведь не только из-за финансовой выгоды Израиль активно способствует вооружению Азербайджана.
Во-вторых, тех, кто правит в Баку, вряд ли можно считать идеалистами, способными ради каких-то идеалов пойти на резкое обострение отношений с двумя сильными соседями – Россией и Ираном. То есть в Баку, безусловно, надеются на активную поддержку со стороны Запада, прежде всего со стороны Турции, США и Израиля. Израиль, кроме поставок вооружения, может, а скорее всего, будет оказывать активную лоббистскую поддержку Азербайджану.
Одним словом, стороны имеют определенные внешние стимуляторы для демонстрации силы и воли. Но при этом необходимо учесть, что любая надежда на внешнюю поддержку не бывает безвозмездной…