В сентябре 2007 года посольство США в Узбекистане обеспокоилось сообщениями о протестах в Ферганской долине из-за роста цен на продукты и отправило туда своих сотрудников, сообщает WikiLeaks.
Представители дипмиссии посетили основные города узбекской части Ферганской долины, а по возвращении подробно описали сложившуюся и вот уже много лет не меняющуюся ситуацию в этом потенциально самом взрывоопасном регионе Узбекистана.
Тревожные сообщения
В каблограмме от 7 сентября 2007 года американский дипломат Брэд Хэнсон, ссылаясь на сообщения независимых СМИ и собственные источники, сообщил, что в начале сентября по нескольким регионам страны, в первую очередь в Ферганской долине, прокатилась волна протестных акций, вызванная повышением цен на продукты.
Хэнсон пояснил, что цены на товары первой необходимости резко выросли с начала августа, после того как согласно указу президента Ислама Каримова в очередной раз была повышена минимальная заработная плата.
СМИ сообщали о волнениях в Алтыарыке (Ферганская область), в которых приняли участие около сотни человек, а собственные источники посольства – о выступлениях в других городах Ферганской долины и даже в самом Ташкенте.
По сведениям информатора посольства, одно из таких выступлений произошло в городе Чимион в Ферганской области. Оно началось спонтанно, когда известный поэт Абдулла Арипов, близкий соратник президента Каримова, посетил расположенный там мавзолей поэта Хувайдо.
Быстро собравшаяся толпа из примерно 40 женщин потребовала от него и от президента Каримова объяснений по поводу решения местных властей запретить экспорт фруктов в Россию, являющийся основным источником их дохода. О реакции Арипова в депеше не говорится.
Ранее, в конце июля, инциденты протестного характера были зафиксированы в Андижане, где на базаре были сожжены несколько киосков.
Оппозиционный деятель Нигора Хидоятова сказала, что, по ее сведениям, пожар произошел после того, как власти изгнали с рынка сотни торгующих женщин, чтобы освободить место для строительства киосков.
Цены действительно взлетели
В каблограмме от 19 сентября, составленной послом США Ричардом Норландом, подробно рассказывается о состоявшейся 12-13 сентября поездке сотрудников посольства в Наманганскую и Ферганскую области.
Посол США отмечает, что при встречах как с правозащитниками, так и с рыночными торговцами, главной темой разговоров неизменно становилось расстройство людей по поводу взлета цен на основные продукты питания, особенно муку и растительное масло.
В Намангане сотрудник посольства встретился с правозащитником Носыром Закировым, который сообщил, что, несмотря на то, что в начале августа президент Каримов издал указ о 25-процентном увеличении зарплат и пенсий, цены на основные продукты питания с того времени выросли более чем в два раза.
Он указал, что стоимость 50-килограммового мешка казахстанской муки в Намангане увеличилась более чем в два раза, а растительного масла - почти в три раза.
В свою очередь представитель Международного общества защиты прав человека (МОПЧ) Зохиджон Закиров рассказал сотруднику посольства, что цены на хлеб в Наманганской области возросли в два раза.
Представитель правозащитного общества «Эзгулик» Аррабой Кадыров сказал, что узбекистанскую муку и хлопковое масло (качество которых считается более низким, но которые дешевле) невозможно найти на наманганских базарах, и что они отпускаются местными властями нормировано.
По утверждениям правозащитников из Ферганы Абдусалома Эргашева и Ахмаджона Мадмарова, власти пытались заставить рыночных торговцев продавать мясо по цене 3800 сумов (3 доллара) за килограмм, однако те отказались, поскольку не смогли бы покрыть свои расходы из-за высокой стоимости корма для скота.
Абдусалом Эргашев, ссылаясь на свои источники в Кашкадарьинской области, сказал, что там были введены купоны на покупку хлопкового масла. По его сведениям, семьям в Кашкадарье разрешили покупать до 5 литров хлопкового масла в месяц по устанавливаемой правительством цене.
Ахмаджон Мадмаров, проживающий в Маргилане, сообщил, что когда 5 сентября город посетил президент Каримов для участия в праздновании его 2000-летнего юбилея, хлопковое масло могли купить только те из его жителей, которые проживали рядом с местом проведения торжеств.
По словам правозащитника, у властей был список этих жителей, и каждый из них мог приобрести литр хлопкового масла по цене 1200 сумов (0.94 доллара). При этом за день до приезда Каримова хлопковое масло продавалось по 2400 сумов (1.9 доллара) за литр, а после того, как праздник закончился, цена выросла сразу до 3600 сумов (2.8 доллара).
Торговцы тоже недовольны
В Намангане сотрудник посольства пообщался с рыночными торговцами, которые жаловались на сложные экономические условия и выражали широко распространенное недовольство высокими ценами.
Вначале они обсуждали эти вопросы неохотно. Один из них подозрительно спросил, не носит ли сотрудник посольства на себе микрофон, и предупредил, что если СНБ будет задавать какие-либо вопросы, то они обсуждали только конфеты и пиво.
Он жаловался, что экономика в упадке, и что правительство установило пошлины на импортные товары, доходящие до 200 процентов от их первоначальной стоимости, прежде всего на товары, завозимые из соседних с Узбекистаном стран.
На базаре в Алтыарыке (Ферганская область) сотрудник посольства столкнулся с трудностями в поисках, как муки, так и растительного масла.
Он поговорил с хозяином местного магазина, торгующим казахстанской мукой, цена которой, по его словам, недавно выросла вдвое. Торговец не знал, где в Алтыарыке можно найти муку или растительное масло узбекистанского производства.
Протесты подтвердились частично
Правозащитник Носыр Закиров опроверг сообщения СМИ о крупных волнениях в Наманганской области, уточнив, правда, что жителями, недовольными ростом цен, был сожжен магазин.
По его словам, он слышал и о нескольких случаях, когда люди дрались за возможность купить дешевую узбекистанскую муку и хлопковое масло.
В то же время сообщения о том, что 3 сентября в Алтыарыкском районе Ферганской области прошла акция протеста, подтвердились.
Правозащитник Абдусалом Эргашев сообщил, что от 75 до 100 человек прошли от кишлака Янги Араб до алтыарыкского хокимията.
Протестующих встретили местные чиновники, предложившие им рассказать о своем недовольстве чиновникам областного уровня в Фергане.
Журналист и правозащитник Баходыр Элибаев, живущий в Риштане, городе, неподалеку от Алтыарыка, рассказал, что когда протестующие дошли до алтыарыкского хокимията, они стали бросать камни и разбили несколько окон.
Представители алтыарыкского хокимията радушно встретили представителей посольства во время их импровизированного визита и подтвердили, что акция протеста действительно имела место.
При этом сотрудник хокимията заявил, что группа протестующих состояла примерно из 10 молодых «хулиганов». Во время другого разговора, однако, заместитель хокима сказал, что «хулиганов» было приблизительно 25 человек.
Несмотря на нынешнее внешнее спокойствие, Абдусалом Эргашев описал экономическую ситуацию в Ферганской долине как «тикающую часовую бомбу» и высказал мнение, что новые митинги и даже насилие в регионе вполне возможны, отмечает посол Норланд.
Трудовая миграция растет
Правозащитники из Ферганской долины рассказали сотрудникам посольства, что уровень трудовой миграции продолжает расти.
По наблюдениям наманганского правозащитника Носыра Закирова, в связи с ухудшением экономической ситуации все больше узбеков, особенно из сельских районов, ищут работу за рубежом.
Ферганский правозащитник Абдусалом Эргашев обратил внимание на то, что в то время как все больше мужчин уезжают из Узбекистана, все больше женщин вынуждены искать работу в качестве домашней прислуги на «мардикерских» биржах труда – рынках найма поденных рабочих, традиционно мужских, - чтобы как-то содержать свои семьи.
Старший брат правозащитника Баходыра Элибаева, живущего в Риштане, подробно описал свой опыт работы за границей, в российском городе Омске, где он работает на стройке в течение ряда последних лет.
Он пояснил, что ездит в Омск на срок от 4-х до 6-ти месяцев за один раз и возвращается в Риштан для отдыха меньше чем на один месяц между поездками.
До Омска он добирается на автобусе, идущем через Казахстан вместе с другими узбекскими рабочими.
По его словам, ряд автобусов из его района каждый день отправляются в разные города России и Казахстана. Он рассказал, что многие мужчины в Риштане, включая большую часть его друзей, выезжают работать за границу.
Баходыр Элибаев сводил сотрудников посольства на рынок поденных рабочих в Риштане. В течение нескольких секунд их окружили примерно 15 человек, которые очень хотели с ними поговорить.
Хотя эти мужчины сказали, что в Риштане несложно найти работу, сотрудники посольства не могли не заметить, что в дневное время они бродили без дела. Некоторые из их собеседников сказали, что до этого они тоже работали в Казахстане и России.
«С 2002 года цифра масштабной миграции постоянно увеличивалась, и сейчас, кажется, в большинстве узбекских семей есть кто-то, кто работает за рубежом», - пишет посол США.
Он отмечает, что, по официальным данным, только за первую половину 2007 года через официальные каналы было переведено 500 миллионов долларов (В 2011-м объем денежных переводов из России в Узбекистан составил уже 4,6 миллиарда долларов – Uznews.net).
Норланд обращает внимание, что ситуация в городах Ферганской долины, которые посетили сотрудники посольства, выглядит спокойной, однако недовольство по поводу растущих цен остается широко распространенным.
«Присутствие представителей сил безопасности в таких местах как центр города Ферганы, возможно, помогает правительству предотвращать потенциальные волнения (как и продолжающиеся переводы денег из-за границы). Однако недовольство экономической ситуацией легко может привести к волнениям в будущем», - резюмирует посол США.
Хлопковая кампания стала жестче
В депеше от 24 сентября, составленной послом Норландом по итогам той же поездки, повествуется, как в Ферганской долине проходит хлопкоуборочная кампания.
Посол США пишет, что во время визита сотрудники посольства много раз наблюдали фермеров, активно собирающих хлопок на полях, простирающихся до самого горизонта.
«Масштабная принудительная мобилизация молодежи и студентов для помощи в сборе урожая хлопка продолжает осуществляться во многих сельских районах», - отмечает Норланд, добавляя, что студентов профессиональных колледжей в возрасте 15-18 лет уже собрали для отправки на хлопок.
Одним из очевидных отличий этого года, продолжает он, стало то, что власти прибегают к более жесткой тактике обеспечения принудительного труда в Ферганской долине, включая отказ в выдаче справок о болезни студентам колледжей.
В Намангане сотрудники посольства встретились с учащейся колледжа, бывшей выпускницей программы по обмену «Future Leaders Exchange Program» (FLEX).
Она рассказала, что местные власти каждый год заставляют студентов колледжей и институтов в возрасте от 15 до 18 лет в течение месяца собирать хлопок.
Выпускница сообщила, что в предыдущие два года ей удавалось добывать справки о болезни, но она боится, что не сможет добыть подобную справку в этом году и ей придется отправляться на поля.
По ее словам, власти воздерживаются от отправки на хлопок учащихся средних школ, но используют труд школьных учителей. В результате ученики все равно пропускают уроки во время хлопковой кампании из-за отсутствия преподавателей.
Проезжая мимо колледжа в Фергане сотрудники посольства заметили, как студенты загружались в автобусы с матрасами и другими припасами, привязанными сверху – очевидное свидетельство того, что их собрали для отправки на сбор хлопка.
Тем не менее, во время встречи в алтыарыкском хокимияте заместитель хокима отрицал факты принуждения студентов к уборке хлопчатника и заявил сотрудникам посольства, что фермеры сами находят рабочую силу, обычно нанимая от 10 до 200 сборщиков, в зависимости от размеров их полей.
Однако он добавил, что хокимият уже разрабатывает планы по привлечению студентов колледжей «на всякий случай» - если хлопкоуборочная страда затянется на срок после начала октября и понадобится дополнительная рабочая сила.
Источник наказан
Последняя из каблограмм, относящихся к поездке представителей американской дипмиссии по Ферганской долине, относится к 10 октября.
В ней говорится, что журналист и правозащитник Баходыр Элибаев, с которым сотрудники посольства беседовали в его доме в городе Риштан, вскоре после встречи с ними был уволен из турецкой фирмы, где работал переводчиком.
Элибаев рассказал, что на следующий день после их беседы его дом посетили сотрудники СНБ и расспрашивали его и его семью о визите сотрудников посольства и об их разговорах.
По словам Элибаева, несколько дней спустя из СНБ позвонили в турецкую компанию и «попросили» его уволить, что и было сделано, сообщает посол США Ричард Норланд