Девичья рок-группа в штате Кашмир распалась после единственного концерта. Не из-за схлестнувшихся эго или соблазна выступать соло, а под давлением ситуации: угрозы насилия, полученные в социальных сетях, и фетва от высокопоставленного исламского клирика превратили трех подростков в невольный политический инструмент продолжающейся политической и религиозной борьбы в регионе.
В недавнем интервью подростки утверждали, что не хотят, чтобы их воспринимали как материал для медиа-истории о «мусульманских девушках, которые разрушают консервативные преграды». Нет, правда, мы просто хотим играть музыку, сказали они.
Читайте также: Достаточно ли сбрить волосы, чтобы извиниться?
Участницы группы утверждают, что на них повлияли Metallica, Cradle of Filth и Green Day. Группа под названием Pragassh («Свет кулака» на кашмирском) впервые обратила на себя общественное внимание после того, как заняла третье место на битве групп в Сринагаре. «Это было прекрасно и очень круто. Все внимание было нам, нам устроили бурные овации. После этого мы начали получать разные предложения поиграть», -говорит Аника Халид, 15-летняя басистка Pragassh.
Однако внимание означает и критику. Девочек начали троллить в социальных сетях и называть антиисламскими. Один комментатор даже сказал, что их могут изнасиловать за то, что они играют музыку перед мужчинами, которых не знают.
И тем не менее, они хотели продолжать играть - справляться с огорчением наилучшим способом. – «Я настолько напряглась из-за шумихи в СМИ, что даже на гитаре играла жестче», - говорит певица и гитаристка Нома Назир. Они думали сосредоточиться на записи альбома – вместо того, чтобы играть вживую, и таким образом усмирить критиков.
Но затем муфтий Башируддин Ахмад, государственное духовное лицо Кашмира, выпустил фетву, приказывающую девочкам прекратить эту деятельность и не подпадать под влияние политических лидеров, и это было последней каплей. В понедельник девушки объявили, что группа Pragassh распадается.
Также по теме: Рок в зоне боевых действий
По информации the New York Times, мать Халид сказала, что она и ее супруг теперь опасаются выпускать свою дочь из дома, памятуя о недавней истории, когда учительнице в Сринагаре плеснули кислотой в лицо.
И хотя девушки не хотели, чтобы их воспринимали как символ чего бы там ни было, история продемонстрировала, насколько сложно расти в условиях религиозной, политической и фракционной борьбы, которой заражен регион.
Растущее политическое давление и их консервативное окружение вынудили девушек объявить о распаде группы, но от своих инструментов они не отказались. Назир говорит, что музыка - это по-прежнему ее страсть. «Она помогает мне справляться со злобой или грустью», - сказала она в недавнем интервью. «Это своего рода спасение».