Меняющийся медиа-ландшафт заставляет традиционные СМИ сокращать специализированные рубрики, в том числе посвященные науке.
Новый испанский сайт рассчитывает не только заполнить образовавшуюся нишу, но и стать лучшим научно-популярным ресурсом в испаноязычном мире.
Созданный в прошлом году сайт Materia посвящен науке, экологии, здравоохранению и технологиям.
Как это часто бывает с медиа-стартапами в Испании, в которой экономический кризис и массовые увольнения породили волну предпринимательских проектов, история Materia началась с закрытия газеты. В феврале 2012 ежедневная газета Público прекратила выпускать свою печатную версию, оставив без работы около 126 человек.
Так как Público активно занималась научной тематикой, читатели серьезно сожалели о ее закрытии и жаловались, что им теперь труднее будет узнавать научные и технологические новости. Поэтому бывшие сотрудники газеты решили создать сайт научных новостей и назвали его Materia.
«Мы продолжим заниматься тем же, чем занимались – ежедневными научными новостями», - говорит директор Materia Партисия Фернандес де Лис (Patricia Fernández de Lis), бывший главный редактор Público.
Контент Materia должен соответствовать двум основным редакционным требованиям: содержать качественную, тщательно проверенную специализированную информацию и одновременно быть доступным для широкой публики, а не только для специалистов.
Сейчас у сайта - 185 000 уникальных пользователей в месяц (70% в Испании, 30% в Латинской Америке), больше 1,5 миллионов просмотров и более 43 000 читателей в «Твиттере», и это показывает, что Materia нашла свою нишу.
В отличие от многих популярных блогов о науке, Materia выпускается в редакции. Говоря о своей работающей в Мадриде команде из семи человек, Фернандес де Лис заметила: «Мы верим, что работа в редакционном помещении полезна при отборе, редактировании и публикации материалов. Мы постоянно обсуждаем то, что публикуем».
Сайт выпустил своего рода манифест, объяснив, чего от него следует и чего не следует ждать, и подчеркнув, что он не будет «собранием статей, написанных фрилансерами, без определяемой редакцией структуры» и не превратится в «каталог гаджетов и сводку рекламных анонсов».
Materia отказывается заниматься темами, о которых пишут многие другие издания, и вместо этого публикует статьи об экспериментах нацистских неврологов над мозгом жертв или о потенциальной небезопасности «безопасных» интернет-соединений.
«Часто под видом новостей науки и технологий скрывается обычная реклама – “выпущена новая версия телефона”. Мы не считаем это релевантной научной информацией», - говорит Фернандес де Лис.
Контент Materia публикуется на условиях лицензии Creative Commons (CC), которые позволяют полностью воспроизводить его на других ресурсах со ссылкой на исходный источник. Благодаря этому механизму статьи с Materia перепечатывают более 200 изданий по всему миру, включая El Comercio (Перу), El Observador (Уругвай) и 20 Minutos (Испания).
Сайт сделал выбор в пользу лицензии Creative Commons по ряду причин и в частности потому, что хотел сделать научные новости максимально доступными для распространения.
«Единственная разница между процветающими обществами и обществами, только идущими к процветанию... заключается во вложениях в науку. А это в свою очередь связано с распространением научных знаний. Мы убеждены, что информация должна доходить до максимального количества людей, где бы они ни были», - подчеркивает Фернандес де Лис.
С другой стороны, разрешение перепечатывать материалы – это реакция на новое состояние экосистемы масс-медиа. По словам директора Materia, «хотя полное воспроизведение статей в других изданий не приносит непосредственных экономических преимуществ...оно обеспечивает преимущество в новой “экономике внимания”, как выражаются интернет-гуру».
Materia приобретает известность благодаря цитированию, и это повышает рейтинг сайта в поисковиках. «Чем больше на нас ссылаются, тем выше наш рейтинг в Google», - отмечает Фернандес де Лис.
Сайт также экспериментирует с различными формами привлечения средств – в частности избирательно размещает рекламу (он не занимается рекламой гороскопов, модных диет, компаний, загрязняющих окружающую среду, и всего того, что редакция считает вредным). Также планируется создавать специальный контент для планшетов и смартфонов, организовывать связанные с наукой мероприятия и конференции и собирать читательские пожертвования.
«Читателям пора понять, что хорошая журналистика стоит денег. И если они действительно хотят видеть в интернете хорошую журналистику, они должны за это платить», - говорит директор сайта.