С одной стороны, премьер-министр Грузии Иванишвили сводит счеты с президентом Саакашвили и его партией, с другой - не пренебрегает вопросом урегулирования отношений с соседними государствами, действуя по своему усмотрению.
В связи с этим Иванишвили совершает важные официальные визиты. На текущей неделе грузинский премьер прибывает в Анкару, недавно он находился с визитом в Баку (26 декабря 2012 года), а затем в Ереване (17 января 2013 года). В ходе визита Иванишвили в Баку двусторонние отношения стран обсуждались в привычных рамках, что в результате не позволяет говорить о возникновении каких-либо новых вопросов. В отличие от Баку, после визита в Ереван появилось множество новых и привлекающих внимание моментов.
Важнейший из них связан с открытым заявлением Иванишвили о возможном восстановлении железнодорожной магистрали Закавказья, связывающей Грузию с Россией. Как Грузию, так и Армению она соединяет с Россией, проходя через Абхазию. Однако после грузино-абхазского вооруженного конфликта 1992 года сообщение по этой железной дороге прервано, с чем связано многолетнее отсутствие железнодорожного сообщения между Арменией и Россией. Вследствие Нагорно-Карабахского конфликта отсутствует железнодорожное сообщение и в сторону Турции. Иными словами, в течение длительного времени Армения в значительной степени закрыта для внешнего мира, и этот недостаток она стремится компенсировать через использование грузинских портов - Батуми и Поти, благодаря которым осуществляется торговля и экспорт.
Фактически команда Иванишвили впервые озвучила этот вопрос в ноябре прошлого года, однако по причине отсутствия заинтересованности со стороны абхазского руководства, а также в силу реакции Азербайджана, данный вопрос был закрыт. Как отмечалось ранее, он снова возник на повестке дня вместе с заявлением Иванишвили. К тому же на этот раз подход грузинского премьер-министра был подкреплен заявлением абхазского лидера Анкваба о возможном обсуждении данного вопроса в случае поступления конкретных предложений. Это позитивное заявление абхазского лидера поддерживается Россией, и сегодня, на наш взгляд, достаточно высокой представляется вероятность того, что оно было сделано по желанию России.
В основе позиции России по восстановлению магистрали, вопрос о которой все еще не выяснен окончательно, несомненно, лежат собственные национальные интересы. При открытии железной дороги Россия более просто сможет обеспечить снабжением 102-ю военную базу в Армении, в отношении которой в последние годы наблюдаются сложности с точки зрения материально-технической поддержки. С введением в эксплуатацию абхазского участка магистрали можно будет констатировать прогресс в области укрепления политической легитимности Абхазии, ситуация в которой находится под контролем России.
Особенно такое положение дел вызывает критику у президента Грузии Саакашвили, который обращает внимание грузинского премьер-министра на тот факт, что идея о восстановлении этой железной дороги является проблемной. Как отмечает Саакашвили, Россия контролирует участки железной дороги как в Армении, так и в Абхазии, поэтому открытие магистрали будет предполагать опосредованное признание Грузией права России на абхазский участок, а это, в свою очередь, придаст законности факту оккупации этого региона. Подчеркивая, что проблему с железной дорогой можно начинать решать только после деоккупации территорий в Абхазии, Саакашвили считает необходимым не предпринимать шагов по данному вопросу. Таким образом, железнодорожная магистраль, которую предложил открыть Иванишвили, привела в Грузии к активным спорам.
С другой стороны, чрезвычайно воодушевленным в силу возникновения вероятности открытия железной дороги выглядит руководство Армении. Так, премьер-министр Саркисян отмечает, что Ереван ожидает скорейшего решения по этому вопросу и приложит всевозможные усилия для обеспечения эффективного функционирования магистрали.
Несомненно, открытие железной дороги сыграет важную роль в сокращении изоляции Армении, а также позволит ей увеличить темпы и объемы торговли и экспорта. Кроме того, можно утверждать, что восстановление железной дороги в определенной степени предполагает вероятность изменения существующей ситуации в Закавказье. Когда может быть открыта дорога - однозначно сказать сложно, однако с пребыванием у власти Иванишвили эта вероятность становится выше. Данные вопросы, безусловно, достаточно близко касаются как Турции, так и Азербайджана, и с этих позиций не следует пренебрегать Закавказьем.