Баку - Очередная реакция Евросоюза на события в Азербайджане для простого гражданина страны является поводом для не менее простого вопроса: «На основании каких договоренностей и законов западные институты имеют право вмешиваться во внутренние процессы третьих стран?».
В очередной раз комиссар ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кетрин Эштон, а также комиссар ЕС по расширению и политике европейского соседства Штефан Фюле вмешались в дела другой страны. Официальные лица ЕС выразили обеспокоенность арестом заместителя главы партии «Мусават» Тофика Ягублу и председателя движения РЕАЛ Ильгара Мамедова.
23 января в городе Исмаиллы произошел массовый конфликт, связанный с хулиганскими действиями, которые сопровождались порчей чужого имущества, совершенными нетрезвыми администратором отеля «Чираг» Эмилем Шамсаддиновым и его знакомым Эльмеддином Мамедовым, после чего последовал поджог отеля «Чираг» и автомобилей различных марок группой лиц, собравшихся на месте события.
А судьи кто? И почему именно Запад знает, как лучше и правильнее?.. Часто ли осуждали еврокомиссары аресты властями Франции или Великобритании эмигрантов, жгущих машины на улицах Лондона и Парижа? Хотя тут, казалось бы, имели полное право. И Франция и Британия - страны ЕС.
За примерами далеко ходить не нужно. В сердце ЕС, Страсбурге, городе, где проходят заседания ПАСЕ и где находится штаб-квартира Европарламента и Совета Европы, французские полицейские резиновой пулей выбили глаз 24-летнему металлургу из Бельгии, который участвовал в акции протеста. Немецкие металлурги прибыли во Францию, чтобы выразить недовольство властям ЕС по поводу решения концерна закрыть часть производственных мощностей в Европе, и проводили акцию у здания Европарламента.
При этом участники акции, концерн которых собирается закрыть шесть предприятий из-за снижения спроса на сталь в Европе, не жгли машины, а вели себя вполне мирно. Однако, силы правопорядка применили дубинки, слезоточивый газ и резиновые пули для их разгона.
Но, никакой реакции Фюле или Ештон на это не последовало. Значит, европейские стражи правопорядка имеют право разгонять мирные акции дубинками, а жгущие машины азербайджанские «оппозиционеры» должны иметь иммунитет неприкосновенности?
Почему главным объектом нападок официальных представителей ЕС все рано остаются третьи страны? Кстати, это касается не только Азербайджана.
Буквально сразу после заявлений по Азербайджану Фюле попытался «научить жить» официальный Киев, на что получил довольно жесткий отпор. Депутат от фракции Партии регионов Вадим Колесниченко заявил, что политика Европейского союза по отношению к Украине является хамской, поскольку ЕС вмешивается во внутренние дела Украины, и обвинил Брюссель в применении политики двойных стандартов, пишет «Обозреватель».
По мнению Колисниченко, Фюле превысил свои полномочия, выразив требование освобождения экс-премьера Юлии Тимошенко и экс-министра внутренних дел Юрия Луценко, поскольку эти дела касаются внутренней политики государства.
Вопрос остается открытым: «Почему суверенной стране, со своей утвержденной Конституцией, системой правосудия и юридическими институтами, Запад вдруг взялся указывать, кого надо выпускать из тюрьмы, и с кем, по его мнению, поступили несправедливо?». На каком основании ЕС было дано такое право?
Вопрос освобождения, ареста и судебных действий в отношении задержанных или заключенных под стражу лиц находится в юрисдикции судебной системы страны, а суд определяет меру наказания. Это - внутреннее дело любой страны, и если речь не идет о задержании гражданина ЕС за пределами Европы, Евросоюз не имеет права высказываться по данному вопросу, осуждать страну или требовать освобождения ее граждан. Ну просто нет такой практики в международном праве!
Реакция официального Баку не заставила себя ждать. МИД Азербайджана рассматривает заявления официальных лиц ЕС в отношении лиц, задержанных в связи с событиями в Исмаиллы, как фактор давления на следствие, и считает неприемлемым такого рода вмешательство в следственный процесс, сказал в воскресенье журналистам официальный представитель МИД Азербайджана Эльман Абдуллаев.
Никто не имеет такого права вмешиваться в данное расследование, отметил он.
Но будет ли услышано возмущение официального Баку? Или Запад и в дальнейшем продолжит поддерживать тесные отношения с гражданами Азербайджана, которые, в результате мелких хулиганских выходок, рассчитывают получить ПМЖ в Европе и поддержку Запада просто потому, что они называют себя «оппозицией»? Поинтересовался ли господин Фюле наличием какой-то политической базы под модным сегодня названием «оппозиционер», которым так легко спекулировать в отношениях с Европой?