В России готовы рассмотреть вопрос о привлечении высококвалифицированных трудовых мигрантов из СНГ, в первую очередь в гражданскую авиацию.
Министерство транспорта Российской Федерации подготовило поправки в Воздушный кодекс и закон «О правовом положении иностранцев в России», которые позволили бы нанимать на должности командиров воздушных судов граждан других государств, прежде всего из стран Содружества Независимых Государств.
Инициаторы проекта говорят, что сегодня в гражданской авиации России существует перекос в сторону младшего летного состава.
Другими словами, нехватки вторых пилотов не ощущается, в то время как дефицит командиров экипажей составляет по самым скромным оценкам до 200 человек.
Первый заместитель гендиректора компании «Трансаэро» Дмитрий Столяров считает эту цифру заниженной и полaгaет, что только в ближайший год отрасли понадобятся не менее 2100 человек.
Предполагается, что нанимать пилотов-гастарбайтеров российская сторона будет в течение пяти лет, это срок необходим для подготовки собственных кадров.
Руководитель портала Avia.ru Роман Гусаров считает, что помогать россиянам в вождении самолетов будут их коллеги из Центральной Азии.
«Они же русскоязычные и наш менталитет знают», - пояснил он свою мысль.
«Откровенная глупость?»
Однако так благодушно настроены не все. В беседе с Uznews.net летчик-испытатель, действительный член Международной Академии проблем человека в авиации и космонавтике Александр Акименков называет идею Минтранса откровенной глупостью.
По его мнению, хороших пилотов не хватает и в самих странах СНГ. Более того, он уверен, что такая практика противоречит безопасности России.
«Самолет – это снаряд, который летит туда, куда его направят, - горячится эксперт, - вам, что мало было 11 сентября в Нью-Йорке? Где гарантия, что пилот из Узбекистана, Киргизии или Таджикистана не направит свое судно на Кремль или еще куда-нибудь?»
Эксперт не уверен, что даже люди европейских национальностей из мусульманских республик бывшего СССР могут считаться полностью надежными.
В качестве примера Акименков приводит советскую систему подготовки летных кадров, когда за каждым пилотом особым отделом велось дело, заведенное на него еще в училище и когда проверялись все его родственники.
Сегодня, как он считает, вряд ли подобные досье будут приходить вслед за кадрами из Центральной Азии.
Иностранцы дешевле?
Помощник же президента Шереметьевского профсоюза летного состава (ШПЛС) Игорь Ободков заявил Uznews.net, что и с экономической точки зрения инициатива Минтранса не выдерживает критики.
«Не секрет, что в странах СНГ доходы несколько ниже, чем в России. Сейчас будут набирать летчиков из Центральной Азии, и платить им будут выше, чем в Узбекистане и Кыргызстане, но ниже, чем в России. К этой нижней планке будут подводить и российских пилотов”«, - говорит Ободков.
По его мнению, гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев использовал именно аргумент о манипуляции зарплатой при осеннем разговоре с президентом Владимиром Путиным о найме пилотов из СНГ.
Ободков утверждает, что профсоюзы не против, чтобы мигранты работали в России, но при условии, чтобы им сразу давали российское гражданство со всеми вытекающими из этого социальными гарантиями.
Без пилотов - на приколе
Но тут встает другая проблема. Как на это посмотрят правительства тех стран, откуда начнут массово выезжать в Россию высококвалифицированные летчики.
«Я не уверен, что им дадут уехать. Либо в срочном порядке начнут повышать зарплаты и удерживать этим, либо будут лишать летных свидетельств, без которых тут на работу их никто не примет», - рассуждает Ободков.
По его словам, если руководство в этих странах станет беспрепятственно отпускать таких специалистов, их авиакомпании могут полностью или частично «встать на прикол».