Активистки Femen оголились по пояс в Соборе Парижской Богоматери, чтобы тем самым «отпраздновать» уход Папы Бенедикта XVI. Страна восприняла эту выходку единодушным осуждением. Есть ли для этого пришедшего с Украины движения место во Франции после такой бездарной выходки? Брюно Роже-Пети уверен, что нет.
Пример Pussy Riot вряд ли достоин подражания, в чем Femen сегодня имеет возможность убедиться на собственном опыте. Последняя провокация французского «представительства» радикального феминистского движения (активистки выставили напоказ голую грудь внутри Собора Парижской Богоматери, выкрикивая оскорбления в адрес Папы Бенедикта XVI и всех католиков) позволила развеять все сомнения относительно демократической благодетели группы: совершенно ясно, что Femen — не друзья демократии.
До этого момента первые акции Femen во французской политической и общественной сфере встречали вежливым молчанием. Никто не осмеливался (раз уж украинские участницы движения ведут куда более опасную борьбу) выразить сомнения или критику насчет французского варианта группы, - тем более, что его поддержала Каролин Фурест (Caroline Fourest).
Нужна ли Femen во Франции?
Подобное терпеливое молчание сопровождало и присутствие Femen во время марша Civitas (выступающая против однополых браков католическая организация) и неизбежно возникшие в результате инциденты. У многих наблюдателей возник следующий вопрос: а нужна ли вообще Femen во Франции? Неужели мы настолько отстали в плане демократии, что нам требуются экстремальные методы политического самовыражения, которые изначально нацелены на провокацию авторитарных режимов?
Читайте также: Femen, украинские воительницы с голой грудью
Кроме того, сам факт, что в числе лидеров Femen находится бывшая активистка Соцпартии, которая заявила о себе во время студенческих выступлений (речь идет о Лубнии Мелиан — Loubnia Meliane), заставлял готовиться к худшему: переходу движения в руки тех, кто истово стремится к уорхолловким 15 минутам славы. Голая грудь под политическим предлогом — отличный способ вновь попасть в телевизор.
Провокация в соборе Парижской Богоматери подтвердила оправданность всех опасений насчет Femen. Этому движению абсолютно нечего делать во Франции, потому что оно совершенно ей не подходит.
Год назад ваш покорный слуга находился в соборе Парижской Богоматери на церемонии обращения жаждущих приобщиться к вере неофитов. Да, можно агностически относиться к католической вере и не ходить по воскресеньям на службы, однако все равно любить церковную торжественность, о которой писал Аполлинер.
Нотр-Дам — средоточие истории
Это была прекрасная церемония, особый момент, который порождает обращение в веру сотен людей всех возрастов и любого достатка. И то, что она происходила в Соборе Парижской Богоматери, где на протяжение тысячелетия крестили, женили и хоронили стольких горожан, придавало ей особую значимость и выразительность.
Все выглядело в высшей степени респектабельно, а само здание, несмотря на снующих повсюду туристов, казалось настоящим средоточием истории и духовности, которое выходит за границы собственно католической веры. Даже глубоко светский человек не мог бы остаться равнодушным при виде этой картины и не порадоваться тому, что светское государство позволило развиваться всем, кто стремится к свободе совести.
Также по теме: FEMEN - вредит ли «сексизм» феминизму?
Церковь — это то, что соединяет современных мужчин и женщин с прошлыми поколениями.
Что бы вы ни думали о религии, церкви заслуживают уважения, потому что представляют собой хранилище общей истории, связь людей с их предками, прошлым.
Тот, кто может прийти в аббатство Везле и не восхититься излучаемым этим местом светом, заслуживает реинкарнации в рядах Femen.
Церкви — это воплощение Франции, наследие, которое способно преодолеть любые расколы. Именно поэтому в законе об отделении церкви от государства 1905 года все храмы были немедленно отнесены к национальному достоянию.
В этом-то и заключается заблуждение или даже ошибка Femen.
Глупый и ребяческий поступок заслуживает осуждения
В Соборе Парижской Богоматери они выставили напоказ свою несчастную и жалкую вульгарность, печальную и агрессивную наготу, оскорбительную и ужасающую грубость, невероятную и катастрофическую бескультурность. Тем самым они оскорбили не только Папу и католическую церковь, но и французскую духовность, некие незримые силы, обитающие в старинных камнях, которые обтесали и сложили неизвестные мастера десять веков тому назад.
Франция — это страна, где можно ненавидеть священников, но совершенно недопустимо оскорблять все, что воплощает духовные силы. В этом и заключается одно из тех противоречий, на которых держится очарование страны. В Femen явно этого не понимали.
Читайте также: Активистки Femen получили от 5 до 12 суток административного ареста
Эти феминистки вели себя подобно ничтожным потомкам санкюлотов и активистов Парижской коммуны, которые в 1793 году устраивали жуткие дебоши (с этой точки зрения Femen - просто жалкие любительницы по сравнению с Шометтом или Эбером, потому что слишком уж зациклены на сексуальной стороне вопроса) в переименованном в «Храм разума» Нотр-Даме. Робеспьер, кстати говоря, (нужно отдать ему должное) не одобрял такое поведение, потому что ему был чужд дикий и беспорядочный атеизм в духовных местах.
В этой связи нужно не удивляться, а радоваться единогласному осуждению этого глупого и незрелого поступка, который совершенно безумен с политической точки зрения и полностью лишен смысла с интеллектуальной стороны.
Активисткам Femen и всем тем, кого восхитила их жалкая провокация, стоит почитать (а может и не раз) Марка Блока (Marc Bloch):
«Существует две категории французов, которые никогда не поймут историю Франции: те, чью душу не трогают воспоминания о коронации в Реймсе, и те, кто совершенно равнодушно читает о взятии Бастилии».
Мотайте на ус, дорогие Femen, и потихоньку уходите отсюда, чтобы о вас поскорее забыли.