Ни одно из исламских государств не в силах вырасти и стать большим в одиночку. Мусульманские государства могут стать зрелыми только в случае единства и сотрудничества. Без создания союза они не в состоянии сохранить даже свою небольшую территорию. В прошлом на мелкие государства мусульман поделили британцы. В наши дни эту роль играют США. Практически в открытую официальные лица США заявляют о том, что исламские государства понемногу растут и начинают представлять угрозу для Израиля. В этой связи снова требуется их раздел. Очевидно, западные страны не хотят видеть мусульман, владеющих государством в истинном смысле этого слова. И именно этим объясняется причина их мобилизации в процессе распада Османской империи. Цель – заставить мусульман жить в слабых и зависимых государствах и лишить возможности избавиться от эксплуатации.
Большинство исламских государств – это, главным образом, не государства в полном смысле слова, а, скорее, полугосударства. Для становления великой силой требуется их объединение, однако, если они снова претерпевают раздел, то неизбежно попадают в порабощение, конец которому предсказать невозможно. Если полумесяц не растет, то убывает. Это также характерно для государств и наций. Если они не растут или не стремятся к росту, то неминуемо уменьшаются. Нихад Сами Банарлы отмечает: «Это действительно так, нации, у которых отсутствует стремление к росту, обречены на сокращение. Однако несвоевременно или путем обманчивых иллюзий невозможно объединить устремления наций, и такие иллюзии не способны превратиться в государственную политику. Так, поскольку в 1914-1918 годах власть предержащие стремились к объединению государственной политики на основе идеала пантуранизма, в конце первой мировой войны мы потеряли восемь девятых нашей родины, не говоря уже о том, чтобы присоединить новые земли».
Значит, необходимо стремление к росту, однако оно должно опираться на социальные реалии. В противном случае, несмотря на предпринимаемые попытки добиться «роста», в сущности, налицо сокращение и исчезновение. Наиболее прочной основой является ислам. При произнесении этого слова некоторые испытывают страх и обращают внимание на совсем другую его грань. В связи с этим следует напомнить одно важное обстоятельство. Воспринимать ислам как государственный порядок и осознавать его социальное значение, в соответствии с которым необходимо разрабатывать государственную политику, – совсем не одно и то же. Истинно важное значение для мусульман представляет государство, которое управляется в соответствии с понятием справедливости, открыто для диалога и стремится обеспечить благосостояние народа. В таком государстве мусульмане живут комфортно, и не возникает поводов для их недовольства.
К сожалению, те, кто пришел к власти после Ататюрка, совершенно не принимали во внимание социальную реальность ислама. Между тем, Турецкая республика была образована именно на этой основе, с помощью которой было обеспечено единство в Анатолии. Наиболее явный пример – этого проведенный Ататюрком обмен населением. При его осуществлении тюркам-гагаузам в силу их христианской принадлежности было отказано в переселении в Турцию. Однако балканские мусульмане, некоторые из которых не имели турецкого происхождения и не знали турецкого языка, были приняты. Более того, проживавшие в Анатолии турки христианского вероисповедания были вынуждены мигрировать вместе с греками. Эти факты представляются крайне важными с точки зрения иллюстрации того, как мусульмане должны объединяться и расти.
Все созданные в истории большие государства были объединены на основе веры и предполагали наличие различных этничностей. Ни одно из государств, построенных на основе этничности, не в силах расти и стать великим. Забыв об этой истине, арабы попались на удочку британцев о «Великом арабском мире». А сегодня некоторые из курдов движутся прямо в ловушку США под названием «Великий Курдистан». Путь становления большим государством пролегает через союз. Невозможно быть большим при распаде и разделе на части.
Чтобы государство определить как большое, необходимо сравнить его с другими государствами мира. При проведении такого сравнения ни одно из исламских государств нельзя назвать большим. Мусульмане не смогут создать такое государство, пока руководящей позиции в зависимом полугосударстве они не предпочтут гражданство в большом и справедливом государстве. Как жаль, что причина раздела и коллаборационизма заключается в том, что те из нас, кто обладает властными амбициями, получают должности коррупционным путем. Если нам удастся это преодолеть и стать единым целым, тогда будет возможно создание большого государства и спасение от эксплуатации и унижения.