Это привлекательная ухоженная девушка 25 лет, она живет и учится в большом городе. В ее жизни было всего несколько сексуальных контактов, хотя она не была жертвой изнасилования, росла в нормальном доме с теплой атмосферой, не переживала травм, связанных с физиологией. Она любит встречаться и флиртовать с мужчинами, ходить на свидания. Она просто не любит секс.
Он немного старше, в прошлом у него были длительные отношения. Близости с женщинами у него не было уже восемь лет. Он не занимается мастурбацией, не смотрит порнофильмов, не чувствует физического влечения. Это душа компании, у него много интересных увлечений и планов на жизнь, а секс не имеет для него особого значения. Он и Она - асексуалы. Фундамент их союзов - нежность, дружба и взаимопонимание. Они предпочитают не испытывать в спальне новые позы, а держаться за руки, не искать случайных связей, а разговаривать, они ищут любви, но любви романтической.
«Я помню, в лицее я не могла понять своих одноклассниц, которые постоянно бегали за мальчиками, - рассказывает Она, фигурирующая в мире асексуалов под именем Ветерок. - Подруги рассказывали мне про их "первый раз", обожали поцелуи и эротические приключения, а мне это казалось странным и даже отвратительным. Перелом случился, когда одна из них поделилась со мной своими эротическими фантазиями. Сначала я подумала, что с ней что-то не то. У меня самой подобных мыслей никогда не было. Спустя несколько лет мне попалась статья об асексуалах, и я поняла, что это мой случай».
Асексуальность - врожденная черта, но люди осознают ее обычно в подростковом возрасте, сталкиваясь с поведением своих сверстников. Так было и в случае Адама, который не сразу смог принять свою ориентацию. «В детстве я много занимался баскетболом. Однажды мы поехали с нашей командой в спортивный лагерь, - рассказывает Адам. - Тогда мы все были влюблены в Бренду из сериала "Беверли Хиллз" 90210. Приятель даже взял с собой плакат с ее фотографией, чтобы повесить на стенку. Однажды я вошел в нашу комнату и увидел, что он смотрит на актрису и мастурбирует, касаясь пенисом ее лица.. Я почувствовал, будто кто-то ее осквернил, подбежал и сорвал плакат. Я сам с удовольствием подержался бы с Брендой за руки, поболтал, но я никогда не думал о ней как о сексуальном объекте».
Такие на первый взгляд незначительные эпизоды складываются в итоге в общую картину. Адаму и Ветерку чтобы осознать свою ситуацию понадобилось несколько лет. Сейчас они открыто говорят о том, что являются асексуалами и борются за свои права. «Асексуальность - это четвертая ориентация. Гомосексуалисты уже заявили о себе открыто, теперь наша очередь, - говорит Ветерок. - В Польше недостает кого-то вроде Дэвида Джея (Davida Jaya) - американского активиста, который отстаивает наши права. Меня расстраивает, что наши СМИ представляют асексуалов как больных, оторванных от действительности людей. Когда я рассказываю о своей ориентации, я часто слышу, что это блажь или результат детской травмы, мало кто воспринимает мое признание всерьез».
Четвертая ориентация
Асексуальность встречается у каждого сотого человека, хотя, как считает сексолог Михал Лев-Старович (Michał Lew-Starowicz), точные размеры этой группы определить очень сложно. Непонятно и то, можно ли выделить ее как четвертую сексуальную ориентацию. «Подобные классификации в меньшей степени опираются на научные и клинические критерии и в большей - на общественные факторы, - говорит Лев-Старович. - В настоящий момент можно говорить о существовании пяти ориентаций. Кроме всем известных гетеро, гомо и би есть еще асексуальная и аутоэротическая ориентации (последняя означает ограничение предпочтительной сексуальной активности до мастурбации). Эти группы не получили еще формального признания, так как их границы довольно размыты. В мой кабинет часто приходят люди, которые называют себя асексуалами, но когда они находят подходящего партнера, все меняется. Нужно иметь в виду, что человеческая сексуальность - вещь очень изменчивая. Одни потребности у нас в период краткой влюбленности, другие - в послеродовой период, третьи - после наступления менопаузы. Индикатором может служить восприятие: если факт сниженного либидо не вызывает у человека дискомфорт, не доставляет ему страданий, в таком случае можно говорить об асексуальности, как проявлении многообразия человеческого вида, а не как о расстройстве», - объясняет специалист.
Прежде чем Он и Она приняли свое отсутствие физического влечения, они пытались с этим бороться и вступать в различные отношения. У нее было два длинных романа, у него один, но затея провалилась. «Парни, с которыми я встречалась, считали отсутствие у меня влечения фригидностью и намекали, что я должна лечиться, - рассказывает Ветерок. - Хотя я самого начала говорила им о своем отношении к сексу, они мне не верили и предпринимали попытки, которые заканчивались фрустрацией и злостью. В итоге я сама пришла к выводу, что не стоит пытаться делать этого через силу. Сейчас я ищу партнеров только среди асексуалов».
Хотя опыт Ветерка выглядит не слишком оптимистично, возможно варианты. «Ко мне на прием приходят смешанные пары, - рассказывает сексолог Лев-Старович. - Обычно этот визит инициирует партнер с нереализованными потребностями. Подобный союз не обречен: все зависит от мотивации и эмпатии обеих сторон. Сексуальную удовлетворенность можно ощущать на очень разных уровнях. Ее может дать осознание удовольствия, которое мы можем дать партнеру, близости, защищенности. Влечение может возникнуть в процессе сексуального акта - в результате стимуляции. Возможностей много, но все они требуют от обеих сторон понимания и работы».
Асексуальный, то есть некрасивый
На форуме Сети асексуального образования публикуется множество брачных объявлений от «асов» и «асок». Пользователи делятся своими историями, дают друг другу советы и вместе переживают сложные моменты жизни. Многие лишь благодаря форуму осознали, что их случай - это не болезнь, а способ существования. К сожалению, для полного счастья мало понимать это самому, необходимо понимание окружения. А с этим бывает по-разному. «Каждый мой приезд к родителям заканчивается вопросом: "Когда ты наконец приведешь какую-нибудь девушку?" - рассказывает Адам. - У нас дома не принято открыто говорить о сексе, такие темы обычно появляются "между строк". Мне просто становится дурно, когда я вспоминаю, как мой дядя между двумя ложками супа подмигнул мне и намекнул, что мне пора наконец кому-нибудь "вдуть". Больше всего в моей ориентации меня раздражает невозможность найти общий язык с семьей, которая видит мое счастье только через призму отношений с женщиной».
Одна из самых популярных тем на форуме асексуалов - как открыть окружающим свою ориентацию. Из-за отсутствия информации и слабого освещения темы многие сталкиваются с непониманием со стороны близких. «Большинство думает, что асексуальность означает физическую непривлекательность, - жалуется Ветерок. - Мне кажется, если бы я сказала родным, что считаю себя асексуалкой, они бы испугались и обратили бы все в шутку. Пока на все колкости я реагирую улыбкой и говорю, что я слишком занята, чтобы вступать в отношения. Но вообще-то с кем я ложусь в постель и что там делаю, никого не должно интересовать».
Ответ на гонку оргазмов
Современный мир не облегчает асексуалам жизни. С одной стороны, отношения становятся все менее постоянными, так что отсутствие партнера вроде бы не должно никого удивлять, однако, с другой стороны, нас со всех сторон атакует секс. Число сексуальных партнеров становится мерилом нашей ценности, а обществом правит культ оргазмов и убеждение, что удачный секс определяет уровень счастья нашей жизни. В рекламе звучат слоганы «секс важнее всего», «звезды» демонстрируют на страницах глянцевых журналов свои альковы, а слово «табу» уже давно перестало распространяться на интимную сферу.
«В наше время бал правит культ молодости и хорошей физической формы, - говорит сексолог Лев-Старович. - Вряд ли асексуальность - это реакция на атакующую нас действительность, но в некоторых случаях так может происходить на самом деле. Люди, не подпадающие под обычные модели, могут попытаться заставить себя вписаться в общепринятые культурные образцы или просто отказаться от них, игнорировать. Поэтому следует уважать инаковость, принимать разные варианты переживаний сексуальности (или их отсутствие)».
Гиперсексуальность современности сложно считать причиной этого явления, однако когда секс стал публичным и вездесущим, проблема вышла на поверхность. Пока сфера сексуальности оставалась личным делом, таковым было и его отсутствие. Конечно, иногда говорилось о «белых браках», но все заканчивалось на намеках и предположениях. Поскольку такое поведение оставалось в тени, необходимости в артикуляции «проблемы» не возникало. Отсутствие описывающего ее термина способствовало тому, что люди не идентифицировали себя по этому признаку. С ростом осознания сути асексуальности, развитием СМИ и возможностей общения в интернете все изменилось.
Асексуальность - это выбор
По данным американских исследователей, около 43 процентов женщин в мире страдает какими-либо сексуальными расстройствами, но лишь немногие из них испытывают по этому поводу дискомфорт. Аналогично обстоит дело с асексуальностью. Снижение либидо может происходить на разной почве: гормональной, эмоциональной или физической. Однако до тех пор пока оно не вызывает неудобств, его нельзя назвать патологией. Оценка проблемы зависит от индивидуального подхода. Если сложившаяся ситуация вызывает страдания, необходимо обратиться к сексологу и найти ее причины. В большинстве случаев асексуалы не идут к специалистам, потому что они просто не видят в своем состоянии проблемы.
Мои собеседники попросили сохранить их анонимность. «Я не хочу открывать свое лицо, так как боюсь, что люди начнут показывать на меня пальцем. У большинства в голове не укладывается, что жизнь без секса может быть успешной и счастливой. Я ничем не отличаюсь от девушек моего возраста, я люблю красиво одеваться, нравиться мужчинам, но мой мир в отличие от мира большинства людей не завязан на влечении.
Это очень удобно. Мои подруги постоянно переживают любовные драмы и полностью поглощены сексуальной сферой. А у меня такой проблемы нет, благодаря этому у меня остается больше времени на развитие моих интересов, на учебу», - говорит Ветерок.
«Секс для меня не является приоритетом, - добавляет Адам. - Возможно, когда-нибудь я встречу женщину, с которой у меня сложится сексуальная жизнь. При этом для меня гораздо важнее взаимопонимание, чувство безопасности, забота, чем забавы под одеялом. Я стал таким не от отчаяния, а по собственной воле. Многие удивляются, как можно так жить, они сравнивают сексуальные потребности с дыханием. Для меня это не так. Я не занимался сексом восемь лет. Мне 30, я живу в большом городе и чувствую себя счастливым».