Москва - В России время от времени складывается мнение, словно власти ведут войну против собственного народа, и как ни парадоксально, – при поддержке большинства этого самого народа. При этом слои общества, поддерживающие власть, все время меняются, - так же, как и враги.
Гастарбайтеры всегда представляли собой в России легитимную цель. Нет сомнений, что так называемые коренные жители относятся к управлению ими с молчаливым согласием, как написал еще Владимир Маяковский: «Грязный вид... И вообще – оспа не привита».
«Проблема в том, что люди приезжают сюда бесконтрольно. Их нужно как-то депортировать, если они сильно заболеют или уже приехали больными. И с этим нужно бороться» - рассказал ответственный секретарь общественного совета федеральной миграционной службы Юрий Московский.
Но если за гастарбайтерами охотились всегда, то теперь в роли гонимых оказались и многие граждане России – те, кто чем-то отличаются от остальных. Порой складывается мнение, что власти пытаются целенаправленно вызвать раздражение у людей, поднимая темы, разделяющие граждан, но при этом большинство всегда остается на стороне властей.
Читайте также: Россия - правительство и прочие национальные бедствия
«Поддержки за счет позитива больше не обрести, приходится искать ее за счет негатива. А что негативно?Вокруг враги, и нам нужно сплотиться вокруг неважно какого вождя, чтобы он нас защитил – это одна сторона. Вторая же заключается в том, что у нас внутри страны есть еще ублюдки, которые не дают нам жить хорошо. Это сталинская идеология», - пояснил политолог Дмитрий Орешкин.
Митинги протеста, сопровождавшие третье избрание Владимира Путина президентом, на сегодня завершились, - точно так же, как развеялась более либеральная атмосфера времени правления Дмитрия Медведева. Поступающие из Государственной думы законы утверждают одно и то же: запретить, ограничить, ужесточить.
По словам правозащитников, репрессии в России обрели наибольший размах после распада Советского Союза. «Власти агрессивно и цинично пытаются сравнивать защиту прав человека в России с попытками подорвать суверенитет России», - говорит директор европейского и центрально-азиатского отдела Human Rights Watch Рейчел Денбер.
Вся риторика и контр-меры Кремля предполагают, что уличные протесты направляются из-за рубежа, а с врагом нужно бороться.
Ни у кого нет монополии или права говорить от имени всего российского общества, тем более - у структур, которыми руководят или которые финансируются из-за рубежа, и это означает, что они обслуживают чужие интересы, говорит президент Владимир Путин.
Также по теме: Кудрин предупреждает о «кризисе доверия»
Запрет на усыновление российских детей американцами поразил многих. Обсуждаемый сейчас законопроект о запрете гомо-пропаганды, очевидно, обретет больше сторонников, но и вызовет искусственную напряженность. Все это, в конечном счете, служит одной цели – отказу от личного мнения.
«Порой даже довольно достойные люди, либерально настроенные независимо от собственной ориентации, не понимают, как важно не допустить появления в наших законах таких с виду небольших, локальных норм, но на основании которых позже начнет формироваться уже реальная практика», - говорит директор института прав человека Валентин Гефтер.
«Без сомнения, речь идет о тактике, которая окупит себя в среднесрочной перспективе. Большая часть населения России против геев, значительная часть против дурацких выступлений панк-феминисток и глубоко это переживает. Выходит, что большая часть населения - за власть. В этом смысле тактика работает», - говорит главный редактор «Полит.ру» Михаил Захаров.
Но при этом никто из тех, кто сегодня на стороне большинства, не может знать, в какую категорию сам он попадет завтра.
«Нужно постоянно направлять куда-то капитал ненависти и негативной консолидации. Совсем недавно он направлялся против Эстонии в связи с Бронзовым солдатом. Тема исчерпала себя, Эстония выстояла, но ведь остались все «наши» со своей агрессивной риторикой и энергетикой. Их сейчас пытаются канализировать то против тех, то против этих. Сейчас есть Болотная площадь, и об Эстонии, к счастью, забыли», - пояснил Дмитрий Орешкин.
И все же политика «разделяй и властвуй» позволила властям надежно обеспечить свое пребывание в Кремле. Для русского человека это не означает ничего хорошего, так как стабильность в Кремле не решает таких основных проблем, как коррупция или стагнирующая экономика».
Перевод: Алексей Архипов.