18 и 19 февраля на узбекско-казахской границе близ Ташкента появились милицейские заграждения, где «разворачивали» обратно молодых людей, предположительно едущих на заработки в Россию.
На подходе к контрольно-пропускному пункту (КПП) Гишт-куприк на узбекско-казахской границе появились переносные металлические заграждения и с полдюжины милиционеров.
Стражи порядка пропускали только женщин и детей, стариков и граждан с казахскими паспортами, рассказывает оказавшийся у границы ташкентский правозащитник Владимир Хусаинов.
Всем молодым мужчинам, пытавшимся попасть в Казахстан, в переходе границы было отказано, в результате чего возле милицейских ограждений образовалась большая толпа.
Запрет прежде всего касался молодых мужчин.
«Вы молодо выглядите, значит едете на заработки за границу, а это теперь запрещено», - сообщил один из милиционеров 50-летнему Хусаинову.
Когда правозащитник попытался «качать права», милиционеры пообещали “за споры с представителями власти” упечь его на 15 суток.
Тайны на узбекско-казахской границе
Хусаинов пожаловался в министерство внутренних дел Узбекистана по телефону доверия, и ему предложили приехать в МВД, чтобы увидеть документ, запрещающий выезд за границу молодым мужчинам.
В управлении внутренних дел Ташкентской области по телефону доверия правозащитнику сказали, что он должен предъявить документ-телеграмму от родственников в Казахстане, если выезжает по личным делам.
Ответ МВД президенту?
Нововведения на границе с Казахстаном, создавшие проблемы гражданам Узбекистана, подозреваемым в «гастарбайтерстве», большинство экспертов связывают с недавним выступлением на заседании Кабинета Министров президента Ислама Каримова.
Глава государства, известный своим пристрастием к российскому телевидению, проявил редкую осведомленность о судьбе узбекистанца, работавшего дворником в одном из московских дворов.
35-летний Бахром Хуррамов в январе стал героем многих российских СМИ после инцидента с дразнившим и издевавшимся над ним подростком, которому, как сообщалось, он сломал челюсть.
Каримов по поводу истории Хуррамова сказал: «Что этот человек не мог заработать дома столько, сколько дворником в Москве?», и во всем почему-то обвинил министра внутренних дел Баходыра Матлюбова.
«Возможно, попытки пресечения выезда гастарбайтеров были ответом МВД президенту - мол, смотрите, к каким нехорошим последствиям может привести вмешательство милиции в рыночный миграционный процесс», - предполагают правозащитники.