«Мой друг Иван Лапшин», «Проверка на дорогах», «Двадцать дней без войны»... Фильмы Алексея Германа предлагают нетрадиционный взгляд на судьбы простых людей в крутых виражах российской истории двадцатого века. Но создание этих картин и их последующий путь к зрителю были непростыми. Некоторые идеи вынужденно долго ждали реализации, другие, уже готовые фильмы, годами лежали и ждали своего времени, которое пришло только с перестройкой Горбачева. Алексей Герман умер в четверг в возрасте 74 лет.
Алексей Герман (в историю российской кинематографии он вошел с приставкой «старший», поскольку его сын Алексей также стал известным режиссером) родился в 1938 году. Его отцом был писатель Юрий Герман. Экранизация повести отца «Операция "С Новым годом!"» под названием «Проверка на дорогах» стала первой самостоятельной режиссерской работой Алексея Германа. Фильм был снят в 1971 году. Откровенный образ войны, конечно, вызвал интерес цензуры, и картину запретили на долгие 15 лет. В кинотеатры она попала только во время перестройки, открыв череду бесконечных споров о том, как раскрыть в кино тему войны.
О войне Герман рассказывает и в своей следующей картине «Двадцать дней без войны» (1976 год), снятой по сценарию Константина Симонова. Это фильм о войне без единого военного кадра - настолько проникновенный, что он стал одним из главных фильмов о войне в русской кинематографии. От запрета картину смог уберечь только сам Симонов.
Еще один фильм — «Мой друг Иван Лапшин» — стал первым в серии русских кинокартин об эпохе сталинизма. К счастью, он ждал премьеры только два года (фильм был закончен в 1984 году). И здесь в основу сценария легла проза отца режиссера. Незадолго до смерти Сталина происходит гротескная история, отраженная в фильме «Хрусталев, машину!» (1998).
Последние годы Алексей Герман пытался спасти легендарную студию «Ленфильм», где он начал свой творческий путь и которой остался верен.
Алексей Герман-старший снял всего пять полнометражных фильмов (если считать его студенческий дебют «Седьмой спутник» 1967 года), шестую картину — экранизацию романа братьев Стругацких «Трудно быть Богом» — должны закончить супруга режиссера Светлана Кармалита и его сын Алексей. Но неповторимые работы Алексея Германа оставили неизгладимый след в истории российского кинематографа. «Алексей Герман — единственный герой на сцене сопротивления коммерческому кино, — говорит Юрий Арабов, сценарист (в том числе фильмов Александра Сокурова). — На кинематограф он смотрел не как на коммерческий иллюзион, а как на высокое искусство нового времени, у которого свой язык и своя честь».