- Каковы, по вашему, перспективы грузино-российских отношений?
- Я бы оценил эти перспективы с осторожным оптимизмом.
- А почему?
- Потому что им дальше падать уже некуда. Сегодня мы понимаем, что международная политика и России и Грузии стремятся все-таки выйти на новые высоты, обозначить какие-то точки соприкосновения. В этом как раз выражается оптимизм. Почему осторожный? Потому что и Россия, и Грузия много сделали для того, что отодвинуло ту границу, те возможные переговоры, которые могли бы состояться, если бы не действия господина Медведева, который объявил господина Саакашвили нерукопожатным.
- То, что случилось, ясно, но их нужно исправлять. Как Вы думаете, С приходом в Грузии к власти Иванишвили, насколько это возможно несмотря на то, что до октября Саакашвили еще будет считаться президентом?
- Нужно понимать, сумеет ли правительство Иванишвили продержаться до ноября. Насколько я понимаю, Саакашвили по Конституции еще может распустить парламент. Поэтому нельзя исключать политтехнологического сценария, когда по неведомым причинам, такое событие может состояться. Поэтому я бы здесь сделал ставку на разумный компромисс. Все-таки господин Саакашвили должен понимать, что за ним стоит грузинский народ. Если он говорит о том, что болеет за родину, за тех людей, которые ему доверили пост президента, тогда он должен делать президентские поступки. Если это произойдет таким образом, то да - господин Иванишвили, думаю, сумеет создать некую базисную платформу для изменения вектора российско-грузинских отношений.
- Как Вы воспринимаете создание Иванишвили поста спецпредставителя премьера Грузии по России и назначение на эту должность Зураба Абашидзе?
- Знаете, Зураб Абашидзе давно в политике. Он знает ментальность России. Долгое время работал непосредственно над дипломатическими вопросами и развитием отношений. Поэтому, думаю, что в данном случае будет уместна русская пословица «старый конь борозды не испортит». Думаю, что это временная мера, которая просто сегодня заставляют власти Грузии искать некую компромиссную фигуру, которая устроила бы и Россию и Грузию для того, чтобы начинать отношения с чиcтого листа.
- Что дает Россию признание Абхазии и Цхинвальского региона? Тем более, что по аналогии и у России и тоже могут возникнуть проблемы с автономиями...
- Высказываю свое мнение, что Россия, конечно, поторопилась с признанием. Это неправильный шаг господина Медведева. Считаю, что это внутреннее дело Грузии разобраться со своими регионами, предложить некий консенсусный вариант, который устроил бы и ЮО и Абхазию. Другой вопрос, сегодня там ситуация достаточно стабильна, в том числе и с помощью России. Потому что республики ощущают некое прикрытие, но с другой стороны, мы понимаем, что сегодня моноэтнические государства, которые выстраиваются со стороны Абхазии и со стороны ЮО, это тупиковый путь. Россия, дотируя республики, которые не обладают собственным хозяйством, тем самым делает им медвежью услугу. Т.е. не осуществляют контроль за вложенными бюджетными средствами. Мы говорим, Россия, если прагматична, тогда создавай рабочие места, делай новые производства. А всего же это не происходит, а дело идет до того, что до 80% бюджет, который поступает на развитие данных республик, возвращается в виде откатов, в виде взяток обратно в Россию. Если это такой государственный подход, то России вообще не нужно было этим заниматься.
- Так, какой выход из ситуации тогда Вы видите, чтоб и Россия сохранила свое лицо и Грузия в свою очередь, восстановила территориальную целостность?
- Мы сегодня не должны забывать, что и Россия и Грузия два суверенных государства, и они могут и должны строить внешнюю политику исходя из собственных интересов и рассуждений. Считаю, прежде всего, что на переговорах Россия и Грузия должны выступать равноправными партнерами. Конечно, Грузия может предложить некий компромиссный вариант, но однозначно не в ущерб собственным стратегическим интересам. В том числе рассмотреть такой болезненный вопрос для двух сторон - о территориальной целостности страны. Будет ли это первоначальное обсуждение проблемы или же будет обсуждаться в отдаленной перспективе - это тактические действия грузинской стороны. Возможно, сначала будут обсуждены межнациональные, визовые вопросы, либо моменты, связанные с возвращением сельскохозяйственной продукции на российский рынок...
- Этот вопрос уже обсуждается...
- Да. Россия и Грузия заинтересованы в том, чтобы на Кавказе был мир и я уверен, что правительство Иванишвили проявит нужный такт и необходимую дипломатическую сноровку. Потому что на текущий момент нет другого варианта для сближения наших народов. У правительства Иванишвили есть достаточные козыри в руках, которые будут в нужное время использованы, но в тоже время нужно понимать, что это путь поэтапный, постепенный и очень осторожный.