Газопровод «Зеленый поток» пересох, и Италия делается все более уязвимой. В воскресенье, 3 марта Ливия прервала поставки газа по «Зеленому потоку». Мощность этого газопровода составлет 8 миллиардов кубометров в год, он проложен по дну Средиземного моря для транспортировки природного газа из Meлиты в Джелу на Сицилии.
Об этом сообщил вице-директор ливийской Национальной нефтяной корпорации. Причиной приостановки поставок газа стала вооруженная борьба между местными фракциями в районе терминала в Мелите. Не в первый раз Италия, которая импортирует из Ливии примерно 10% необходимого ей объема природного газа, сталкивается с проблемами в энергетической сфере североафриканских стран. В 2011 году после начала восстания против Муаммара Каддафи ливийские власти приостановили экспорт газа и сырой нефти до середины года, после чего вновь сформированное правительство позволило международным компаниям вернуться и возобновило отправку горючего в зарубежные страны.
В январе 2013 года Италия испытала перерыв в снабжении газом со стороны Алжира из-за вооруженного нападения террористов на Ин-Аменас. Поставки из Алжира на 35,5% удовлятворяют нужды нашей страны. К настоящему моменту наиболее важный алжирский энергетический комплекс, который поставляет голубое золото в Транссредиземноморский газопровод, сейчас освобожден, но его активность восстановлена только на 35% от общей мощности. По Транссредиземноморскому газопроводу перебрасывается 30 миллиардов кубометров газа в год из Алжира в Италию через Тунис.
Временный перерыв в поставках газа из Ливии и Алжира заставляет нашу страну прибегать к дополнительным закупкам голубого золота из России, которая является вторым по значимости поставщиком природного газа на итальянский рынок. Она удовлетворяет 30% спроса Италии на газ. Растущая роль Москвы в качестве надежного газового поставщика делает Италию сильно уязвимой и зависимой от страны, которая в Европе реализует свои политические цели с помощью энергетического рычага.
В 2012 году Россия ввела в строй газопровод «Северный Поток», проложенный по дну Балтийского моря для переброски 55 миллиардов кубометров российского газа в Германию, что увеличило зависимость Европейского Союза от Москвы и одновременно изолировало страны Центральной и Восточной Европы. Кроме того, российский государственный газовый монополист Газпром предоставил Германии, Франции, Бельгии и Чехии скидки на тарифы за газ, чтобы добиться в лоне ЕС политической поддержки. В то же время Газпром сохраняет высокие тарифы на экспортируемый газ для Польши, прибалтийских республик и других государств Центральной и Восточной Европы. В сентябре 2012 года Европейская комиссия начала официальное расследование деятельности контролируемого Кремлем Газпрома, обвиняемого в проведении антиконкурентной политики.
Затем Россия спроектировала газопровод «Южный Поток» для переброски 65 миллиардов кубометров российского газа в Австрию по дну Черного моря через территории Болгарии, Сербии, Венгрии, Словении и Италии. Целью ввода в действие этого газопровода является не только увеличение зависимости Европы от поставок газа из России, но и блокирование энергетической политики Европейской комиссии, которая при поддержке стран Центральной и Восточной Европы направлена на снижение зависимости от Москвы посредством диверсификации источников снабжения.
Брюссель разработал проект Южного газового коридора: системы газопроводов для транспортировки в Европу 30 миллиардов кубометров азербайджанского газа. Кроме того, Европейская комиссия стимулировала строительство регазификаторов в различных зонах Старого Света для импорта сжиженного газа из Катара, Норвегии, Египта и Соединенных Штатов Америки.
Проект диверсификации газовых поставок, подготовленный Европейским Союзом, дает возможность обезопасить источники снабжения для Италии. В частности, Италия участвует в проекте развития Южного газового коридора и в проекте создания Трансадриатического газопровода (ТАР), предназначенного для переброски 21 миллиарда кубометров азербайджанского газа от границы между Грецией и Турцией в Италию, в Саленто через Албанию. Экономически проект строительства ТАР поддерживается норвежским колоссом Statoil, швейцарской компанией Axpo и немецкой E.On, а политически — правительствами Италии, Греции, Албании и Швейцарии, которые заняты реализацией этой инфраструктуры. 21 миллиард кубометров газа — это недостаточный объем для обеспечения безопасности снабжения газом для нашей страны и тем более - для всего ЕС, но все-таки это снижает зависимость Италии от таких нестабильных в военном отношении стран, как Ливия и Алжир, а также от России, которая с помощью энергетического рычага пытается реализовать свои геополитические цели.
Следовательно, очень важно, чтобы новое итальяское правительство независимо от его политической окраски продолжало поддерживать план диверсификации Европейской комиссии, касающийся диверсификации поставок газа, и реализацию проекта ТАР ради соблюдения национальных интересов. Помимо внедрения проекта диверсификации снабжения, Трансадриатический газопровод делает Италию узловым европейским энергетическим центром, укрепляет позицию нашей страны в рамках ЕС и способствует росту рабочих мест в период экономического и социального кризиса.