В связи с предстоящим конклавом 5 марта Сикстинская капелла была закрыта для посетителей. В этот период не будет также доступа к апартаментам Борджиа и Коллекции современного религиозного искусства.
Во уже в 25-й раз Сикстинская капелла будет безмолвной свидетельницей избрания нового Папы Римского. Под бессмертными фресками Микеланджело усядутся 115 кардиналов-избирателей, призванных выбрать преемника св. Петра, викария Христова на земле. На самом деле только в 1996 году, с выходом апостольской конституции «Universi Dominici Gregis» Иоанна Павла II, Сикстинская капелла стала официальным местом проведения конклава.
Начиная с 20 часов 28 февраля - то есть с момента завершения понтификата Бенедикта XVI и начала вакантного престола – 40 специально назначенных для этого работников были готовы войти в Сикстинскую капеллу и воспроизвести в ней точную «ксерокопию» предыдущих конклавов: все на нем, до мельчайших деталей, должно быть неизменным на протяжении столетий. Тысячелетняя традиция будет соблюдена и благодаря богатому фотографическому архиву.
Команду из 40 человек возглавляет Паоло Сагретти, директор ватиканской «Флорерии» – Отдела по оформлению помещений Града Ватикан. Помимо оформления конклава, «Флорерия» занимается также оформлением аудиенций и Папских церемоний.
В Сикстинской капелле будут поставлены 115 стульев из черешневого дерева, помеченных именем и фамилией кардиналов-избирателей, и 12 столов изх необработанного дерева, покрытых бежевым драпом и бордовым сатином. Столы установят в два ряда на разном расстоянии от середины капеллы. Перед алтарем, под «Страшным Судом», будет установлен деревянный стол с урной для сбора голосов и подставка для Евангелия, на котором кардиналы принесут присягу.
Кардиналы не будут ходить по голому полу: его покроют деревянной структурой высотой чуть более полуметра, на одном уровне со второй ступенькой алтаря. Дерево покроют бежевым драпом. Бюллетени с голосами будут собирать в особый бархатный мешочек. Каждому кардиналу поставят набор, помеченный именем: ручку, красную подставку и бюллетень для голосования. Начиная с 1939 года – то есть когда конклав выбрал Папу Пия XII – за мраморной решеткой устанавливается знаменитая печка для сжигания бюллетеней. Именно из ее трубы и будет выходить дым. Результаты голосования видимы по цвету дыма, который выходит из трубы на крыше Сикстинской капеллы: он будет черным, если никто из кандидатов не получит большинства голосов, и белым, когда новый Папа будет избран.
Чугунная печка цилиндрической, суженной кверху формы, достигает метра в высоту и 45 см в диаметре. На ней запечатлены даты избрания Пап и имена последних шести Римских епископов. Когда сжигаются только бюллетени, из трубы идет черный дым. А для того, чтобы пошел белый дым, вместе с бюллетенями сжигают и сырую солому. На конклаве 2005 года была впервые использована особая аппаратура, усиливающая эффект дыма.
Обряды конклава по избранию преемника Бенедикта XVI откроются в соборе Св. Петра торжественной Мессой «Pro eligendo Pontifice», по завершении которой кардиналы удалятся в Сикстинскую капеллу.
Главный церемониймейстер Папских богослужений монсеньор Гуидо Марини возгласит «extra omnes» - буквально «все вон». Этот возглас означает, что в Сикстинской капелле могут остаться только избиратели.
Белый дым пойдет из трубы капеллы после того, как новоизбранному Папе будет задан вопрос о его согласии принять результаты выборов и об избранном имени. Только тогда сжигаются карточки с голосами, и верующие на площади Св. Петра смогут увидеть белый дым. Потом новый Папа удаляется в «комнату плача», где облачается в новые одеяния, - а затем выходит на Лоджию благословений базилики Св. Петра. «Комната плача» - ризница Сикстинской капеллы – называется так потому, что, как предполагается, новоизбранный Папа горько плачет из-за тяжести той ответственности, к которой он призван.
По традиции, в ризнице лежат наготове три комплекта облачений, которые более или менее подходят для различных комплекций кардиналов.
Об избрании нового Папы на Лоджии базилики объявляет кардинал-протодиакон. Он и произнесет знаменитые слова «Habemus Papam».