Он был одним из последних, прибывших в Рим. Но он тут же включился в работу. Кардинал Бешар Бутрос Раи, патриарх Антиохии маронитской раздал кардиналам информативное досье об условиях проживания христиан на Ближнем Востоке. «Универсальная церковь и будущий Папа никогда не должны забывать о том, что христианство зародилось на Ближнем Востоке. Они должны учитывать то, что происходит с христианскими общинами на Ближнем Востоке. Об этих приоритетах забыаать нельзя», - заявил ливанский епископ Vatican Insider.
Vatican Insider: Ваше Блаженство, в качестве главы церкви, укоренившейся на Ближнем Востоке, вы можете рассказать, чего ждут христиане этого региона от конклава?
Патриарх Раи: Может быть, не все знают, что произошло в последние годы на Ближнем Востоке. Из Ирака после свержения Саддама бежало полтора миллиона христиан. Из Алеппо ушло, по крайней мере, 60% верующих, в Хомсе не осталось ни одного христианина. В Египте коптская церковь пока еще сильна. Но с новыми шариатскими законами ситуация осложнится. Есть проблемы и в Святой земле... Кардиналы на конклаве должны учитывать все это. Говоря только о внутренних проблемах церкви, мы рискуем упустить из виду общую картину. Именно поэтому я раздал кардиналам информативное досье об условиях нынешнего проживания христиан на Ближнем Востоке. Христиане живут там две тысячи лет. Они внесли свой вклад в формирование цивилации и местной культуры. Они передали исламу чувство умеренности. Истинный ислам — это умеренный ислам. Он не имеет ничего общего с радикальными фундаменталистами, взращенными с помощью оружия и денег западными и восточными странами ради достижения их политических и экономических интересов.
-Как было воспринято отречение Бенедикта XVI в Ливане?
-Все восприняли этот его шаг как сильный и смиренный акт веры и самоотверженности. Настоящий кенозис. Мусульмане преисполнились восхищения. Некоторые из них спросили себя: «Но что же такое христианство?» Тот, кто в церкви занимал самый высокий трон, добровольно его оставляет! Его отречение стало примером и для всех тех, кто занимает высокие светские посты. Оно свидетельствует о том, какой высокий уровень сознания должен быть при взятии на себя ответственности.
-До того, как приехать на конклав, вы побывали в Москве. Как вас там приняли?
-Я был в Москве по приглашению Патриарха Кирилла. Мы несколько часов говорили о положении ближневосточных христиан, о возможном культурном, религиозном и социальном сотрудничестве, об объединении католической и православной церквей на Ближнем Востоке для блага христианской религии в мусульманских странах. Я восхищаюсь возрождением православной русской церкви, она учредилали 184 епархии по всему миру, патриарх за несколько лет рукоположил 60 епископов. Затем я встретился с председателем Госдумы Сергеем Нарышкиным и его советниками. Я приветствовал российскую политику в сирийском конфликте, направленную против войны и на открытие переговоров между режимом и оппозицией. Все должны знать, включая и кардиналов, что то, что происходит на Ближнем Востоке, не имеет ничего общего с утверждением демократии.Внешние силы в своих политических интересах пытаются дестабилизировать огромную территорию, разжигая внутриконфессиальные конфликты между мусульманами, при этом христиане в условиях хаоса часто становятся невинными жертвами.
-Вы - один из четырех глав католических церквей на Ближнем Востоке, участвующих в конклаве. Каков будет ваш вклад? Один из вас может быть избран Папой или к этому есть экклезиологические препятствия?
-Нашим присутствием мы свидетельствуем о том, что разнообразие является богатством церкви. Может ли один из нас стать Папой? Понтификат — это Божественное призвание. Господь избирает того, кого хочет. Что касается кардиналов, то они должны объединиться в молитве и сосредоточиться на избрании богоугодного кардинала.
-При избрании Папы законно ли руководствоваться геополитическими факторами?
-Обычно всегда хочется, чтобы Папа был из твоих мест, так как тогда ему будут известны все проблемы данной зоны. Но у нас нет возможности иметь Папу для каждой страны. Важно нарисовать общую правдивую картину условий существования церкви во всех зонах мира, чтобы новый Папа имел представление о новых трудностях и ожиданиях верующих и мог бы осуществлять руководство церковью, универсальной по своей природе.
-Как христиане Ближнего Востока отнеслись бы к Папе из Соединенных Штатов Америки?
Они рассматривали бы его только как Папу и все. На Ближнем Востоке как христиане, так и мусульмане боготворят Папу, кем бы он ни был. Папу никто не критикует. Папа есть Папа, и не имеет значения, американец он или испанец, итальянец или кто-либо другой.