Сербский президент Томислав Николич прибыл с двухдневным официальным визитом в Белоруссию. На чем основывалась дружбы Белоруссии и Сербии во времена Слободана Милошевича? Почему эта дружба прекратилась при новой сербской власти? Какие могут быть последствия визита президента Сербии в Минск? Эти вопросы в программе «Экспертиза Свободы» обсуждают политолог Андрей Федоров и аналитик зарегистрированного в Литве Белорусского института стратегических исследований Андрей Елисеев. Ведущий - Валерий Карбалевич.
Дружба Белоруссии и Сербии во времена Слободана Милошевича
Карбалевич: Официальный визит в Белоруссию главы европейского государства - это редкое явление. Из последних таких визитов можно вспомнить приезд премьера Италии Берлускони в 2009 году и визит президента Литвы Грибаускайте в 2010 году.
Хотя в конце 1990-х между Белоруссией и Сербией - точнее, Югославией - была очень плотная дружба. Во всяком случае, политическая и идеологическая. Лукашенко летал в Белград во время войны Югославии с НАТО в 1999 году. Тогда Югославия даже высказывала намерение вступить в Союзное государство Белоруссии и России. На чем основывалась эту дружба?
Федоров: В те времена была большая идейная близость двух авторитарных лидеров. Они занимали резко антизападную позицию. Тогда Сербия вела войны с другими республиками бывшей Югославии, в которых погибли сотни тысяч человек. И это вызвало негативную реакцию Запада. Тоже и сложилось в политическом конфликте с Западом после референдума 1996 года. Это подтолкнуло Лукашенко и Милошевича друг к другу. Лукашенко в 1998 и 1999 годах посещал Белград. Он активно поддерживал Милошевича и после его ареста и суда над ним в Гаагском трибунале.
Действительно, тогда Югославия даже высказывала намерение вступить в Союзное государство Беларуси и России. Минск это активно поддерживал. Разумеется, из этого ничего не вышло.
Карбалевич: Важным фактором той белорусско-сербской дружбы был российский. Дело в том, что война НАТО против Югославии вызвала большое возмущение в российском обществе. А Лукашенко тогда мечтал стать руководителем объединенного белорусско-российского государства и поэтому стремился попасть под настроения российских граждан.
Белорусско-сербские отношения после югославской революции
Карбалевич: Как развивались белорусско-сербские отношения после югославской революции, ликвидировавшей режим Милошевича? Кажется, они почти прекратились. Официальный Минск обвинял новые сербские власти в том, что они западные наемники.
Федоров: Да, первые годы после падения режима Милошевича никакого взаимодействия между руководством Белоруссии и Сербии не происходило. Определенные подвижки начались в 2009 году. Тогда Лукашенко принял участие в экономическом форуме, который проходил на сербском горнолыжном курорте. Там он встретился с тогдашним премьер-министром Югославии. Через 2-3 недели после возвращения Лукашенко домой Минск посетил вице-премьер, министр экономики Югославии. В прошлом году объем двусторонней торговли составил 150 млн долларов. Это не много, но и не мало.
Елисеев: На мой взгляд, эти переговоры 2009 году привели к значительным результатам. Было подписано соглашение о создании зоны свободной торговли между Белоруссией и Сербией.
Смысл визита президента Сербии
Карбалевич: Что случилось сейчас? Югославия поддерживает санкции ЕС в отношении официального Минска. Что означает этот визит?
Елисеев: Не согласен с теми соображениями, что этим визитом в Минск Томислав Николич нарушил обязательства Сербии перед ЕС относительно санкций к белорусскому руководству. Ведь визовые санкции означают, что высшим чиновникам Белоруссии запрещен въезд на территорию стран ЕС и стран, присоединившихся к санкциям Евросоюза. Но в этих документах Европейского Союза нет запрета на визиты в Белоруссию высокопоставленных лиц этих стран.
Томислав Николич - довольно противоречивый политик. С начала 1990-х и до 2008 года он поддерживал идею создания «Великой Сербии», был вице-председателем Сербской радикальной партии, которая выступала за пророссийский курс. В 2008 году Николич создал собственную Сербскую прогрессивную партию, которая в прошлом году добилась победы на парламентских выборах, а сам он избирается президентом. Его консервативный электорат будет приветствовать такие шаги Николича на восток.
Пиетет к постсоветским странам у него сохраняется. Недавно он наградил Путина, Лукашенко и еще некоторых лидеров постсоветских стран Орденом дружбы. Первый его визит (правда, еще до инаугурации) был в Москву, а второй визит после инаугурации - в Брюссель. Его консервативный электорат будет приветствовать такие шаги Николича на восток. Однако маловероятно, что Сербия отказаться от европейского пути. В прошлом году Сербия получила статус кандидата на вступление в ЕС. Именно Евросоюз остается главным финансовым донором Сербии. И экономическое положение Сербии плохое. Поэтому переориентация страны с ЕС на Россию была бы невыгодна сербскому руководству с точки зрения политического прагматизма.
Странные моменты
Федоров: В нынешнем визите есть странные моменты. Прежде всего, почему этот визит хранился в тайне. О нем сообщили только когда он начался. Вряд ли это скрывалось от белорусского или сербского общества. Возможно, накануне визит скрывали от ЕС.
Не думаю, что этот визит повлияет на отношения Белоруссии и ЕС в худшую или лучшую сторону. Можно предположить, что именно по инициативе сербской стороны доселе визит держали в тайне.
Второй момент. Когда происходит такой визит, то в конце гость обычно приглашает хозяина нанести ответный визит. Но Сербия присоединилась к визовым санкциям ЕС.
Белоруссия всегда сильно поддерживала позицию Сербии в вопросе Косово. Возможно, этот приезд сербского президента в Минск и есть знак признательности Белоруссии за ее твердую позицию. Этот визит вряд ли испортит отношения Сербии с ЕС, однако какая-то тень на это бросить может. А официальный Минск получит от этого визита политические дивиденды. Ведь он демонстрирует, что полной изоляции Белоруссии от Европы нет.
Елисеев: Вряд ли этот визит значительно увеличит торговлю между двумя странами, хотя положительная динамика сохранится. За пределами стран СНГ Сербия - крупнейший покупатель белорусских тракторов.
Что касается косовского вопроса. Белоруссия будет продолжать поддерживать Белград в этом вопросе. В сентябре 2012 года еврокомиссар Штефан Фюле заявил, что ЕС не будет добиваться от Сербии признания независимости Косово в обмен на членство в ЕС.
Перевод: Светлана Тиванова.