Недавно мне выпала возможность увидеть впечатляющие работы по расширению Панамского канала. Лишь на атлантической стороне проекта я увидел 53 крана и 7 тысяч рабочих. Когда в 2015 году будут введены в строй новые объекты, на их создание уйдет более 4 миллионов кубометров бетона и такое количество стали, которого хватило бы на строительство 19-ти Эйфелевых башен. Но еще большее воздействие оказывают работы по расширению канала на остальной мир, поскольку могут повлечь за собой изменение мировых товарных потоков.
Такие страны, как Коста-Рика, Колумбия, Перу, Багамские острова и Куба, стали стремительно расширять и модернизировать свои портовые мощности, чтобы иметь возможность принять участие в траспортировке товаров крупными кораблями через обновленный канал. Согласно оценкам правительства США, американские портовые операторы вкладывают с этой же целью до 8 миллиардов долларов в год. Столь разные отрасли промышленности, как добыча и переработка меди в Чили, сталелитейная индустрия в Бразилии и производство электробытовых приоров в Китае подсчитывают затраты, время работ и необходимые для этого материалы. И во всех частях света оборотистые предприниматели устремляют свои взоры на Панаму и соседние страны как на возможные базы производства и распределения товаров на рынках, которые сейчас являются нерентабельными. Все эти обстоятельства создают историческую возможность строительства транспортного коридора мирового значения от Мексики до Колумбии. Осуществлению этого бизнес-проекта способствуют три тенденции.
Смотрите также: Особенности Панамского канала
Во-первых, экономическая устойчивость Латинской Америки превращает нас во все более привлекательный потребительский рынок. По существующим оценкам, 172 миллиона латиноамериканцев относятся к среднему классу. В 2030 году при сохранении нынешних темпов экономического роста эта цифра может удвоиться. Кроме того, средняя величина дохода на душу населения в Латинской Америке намного выше, чем в других развивающихся регионах. В 2011 году покупательная способность на континенте составляла почти 12 000 долларов по сравнению с 8 300 долларами в Китае. Именно по этой причине многие транснациональные корпорации вновь взялись за строительство заводов и центров технического обслуживания в Центральной Америке с целью обеспечить товарами не только США, но также страны Центральной и Южной Америки. Второй благоприятный фактор – это улучшение нашей конкурентоспособности в области экспорта сырьевых продуктов. Устойчивый рост цен на топливо, время, необходимое на морские перевозки из стран Азии и влияние всех этих обстоятельств на перевозку товаров оказывают все более сильное воздействие при расчетах стоимости производства. К этому следует добавить быстрый рост стоимости рабочей силы в Китае, которая в 2012 году превысила тот же показатель в Мексике в некоторых отраслях экономики. Бесспорно, Мексика получит наибольшую выгоду от данного проекта, что подтверждает рост экспорта ее автомобилей, узлов и компонентов для авиационной промышленности, медицинского оборудования и бытовых электроприборов. Но факторы, укрепляющие конкурентоспособность Мексики, могут оказать положительное влияние и на остальные страны Средней Америки, если мы окажемся в состоянии ускорить наши интеграционные процессы.
Читайте также: В связи с таянием льдов открываються судоходные пути в Арктике
Благодаря Системе электроснабжения стран Центральной Америки (Siepac), Средняя Америка в настоящее время обладает надежной энергетической инфраструктурой от Мексики до Панамы, а вскоре распространится и на Колумбию. Это позволит создать региональный рынок электроэнергии и вложить средства в новые электростанции для обеспечения растущего спроса на электроэнергию. В то же время Межамериканский банк развития выступает с инициативой создания тихоокеанского коридора, что предполагает расширение и модернизацию 3200 километров дорог, по которым в настоящее время перевозятся 95% наземных грузов стран Средней Америки. 27 участков этого коридора уже почти готовы к сдаче. Вместе с комплексными мероприятиями, направленными на сокращение процедур при прохождении границы, эта магистраль позволит значительно сократить время и транспортные расходы. Частных инвесторов, желающих принять участие в этом строительстве, более чем достаточно. Не хватает лишь координационного центра и четких правил. Период возможностей, который предоставляет расширение канала, будет недолгим. Если к 2015 году не будут выдвинуты разумные предложения по созданию транспортной и энергетической системы мирового значения в Средней Америке, то инвесторы обратят свои взоры на другие части света.
Автор - президент Межамериканского банка развития.