Вашингтон — «Нефтяные доходы не определяют ВВП России», – заявил в среду в Вашингтоне в ходе лекции в университете Джонса Хопкинса Мартин Гилман.
Американский экономист, представлявший МВФ в России в 1996-2002, автор книги «Дефолт, которого могло не быть», ныне профессор Высшей школы экономики в Москве не разделяет пессимистичных прогнозов о том, что экономика России «вошла в мертвую петлю низких инвестиций и массивного оттока капитала».
Эту формулировку Гилман привел, перечисляя расхожие мифы о российской экономике, которые, на его взгляд, требуют немедленного развенчания.
Признавая, что бизнес-климат в России – не самый благоприятный, Гилман подчеркивает, что частный сектор в России – развивается и остается динамичным.
После кризиса российская экономика, к удивлению многих, начала процветать во многих неожиданных секторах – транспортном, банковском, сфере страхования и многих других.
«После кризиса российская экономика, к удивлению многих, начала процветать во многих неожиданных секторах – транспортном, банковском, сфере страхования и многих других. Именно это является будущим российской экономики», – считает Гилман.
Представления о том, что экономика России – стагнационна и будет ухудшаться, Гилман называет одним из распространенных мифов, не более.
«Со времени кризиса российская экономика демонстрирует очень неплохие показатели», – считает специалист.
По прогнозам Гилмана, не считающего, что все в России «завязано на нефти», цены на этот энергоноситель должны упасть до 75 долларов и ниже, чтобы это оказало негативное влияние на российский профицит.
«Российская стартовая экономическая позиция была очень хорошей. У них – сбалансированный бюджет», – сказал Голман во время своей лекции, несколько раз подчеркнув, что большим достижением России является «самый низкий коэффициент госдолга в мире».
Говоря о проблемах российской экономики, Гилман подчеркивает, что отток капитала из России – тема, заслуживающая отдельного разговора.
«Деньги утекают из-за плохого инвестклимата», – подчеркивает экономист, замечая при этом, что «если сравнить Россию с другими новыми рынками стран-экспортеров нефти, она экспортирует меньше капитала, чем другие».
«Когда 30 процентов национального капитала – в сбережениях, некоторая часть этих денег неизбежно покинет страну», – говорит Мартин Гилман.
Он указывает и на то, что у России очень мало «реальных экономических барьеров», а экономика является достаточно открытой.
«Россия была и остается страной со сравнительно успешной рыночной экономикой. Если и есть какие то проблемы, то лежат они в политической плоскости», – резюмирует американский экономист.