Интернет захлебнулся от воспоминаний о Березовском. Кто его где видел: в лифте, в туалете... Конечно, он личность. О нем сегодня пишут и спорят больше, чем о Кипре и о снегопаде.
Я тоже его знал, между прочим. И однажды тоже встретил в лифте. В Бостоне в конце 90-х. В гостинице Hyatt Regency. Я прилетел утром, вечером был концерт. Вошел в лифт, смотрю — на стене объявление, напечатанное крупными русскими буквами: «В ЛИФТЕ НЕ КУРИТЬ». Ого, думаю, да тут, видать, наши крутые живут! Достали американцев так, что те стали по-русски писать на стенках.
Вдруг слышу знакомый голос: «Подождите!» Оборачиваюсь — Березовский и с ним еще двое известных в то время якобы демократов. Все мы друг друга узнали, поздоровались, коротко разговорились.
Молчал только Березовский. Я понимал, почему. За два месяца до этого журналистка «МК» задала мне вопрос по поводу новой волны антисемитизма в России. Мой ответ напечатали в газете: «Это несправедливо. Неужели вы никак не можете понять, что евреи разные? Нельзя всех стричь под одну гребенку. Не надо судить о Жванецком по Березовскому!»
Березовский знал об этой моей НЕшутке. Поэтому в лифте не стал даже здороваться. Стоял в углу обиженный с 1-го до 7-го этажа. Хотя до этого мы были знакомы. Правда, виделись очень редко: у меня никогда не было тяги дружить с опасными людьми. Наоборот, я их сторонился. Немало смертей, по слухам, было на совести команды Березовского. Его службе безопасности уже тогда приписывали убийства Влада Листьева, бандита Сильвестра, нескольких бизнесменов, военных и журналистов.
Его обвиняли в том, что он привел во власть своих друганов, полубандитов и бандитов. Что дружил с чеченской мафией. И сговорился с ними в самые трудные для России годы войны с Чечней. Обвиняли его и в продаже оружия, и в том, что он на этой войне наваривал свою маржу. В общем, много бед свалили на Березовского. Не знаю, что из всего этого правда.
Как понять, кто кого заказал?
Но помню, как однажды я сидел в кабинете у Бадри Патаркацишвили в «Останкино» через неделю после убийства Листьева. Вдруг зашел Березовский, очень бледный. Шепнул что-то на ухо Бадри, и они, извинившись, спешно ушли. Оказалось, по ТВ за несколько минут до этого прошла новость, что следствие вышло на след убийц Листьева. Потом все это оказалось запущенной в новостях уткой, никто ни на какой след не вышел. А если и вышел, то их заставили этот след потерять. Но испуганные лица Бадри и Бориса до сих пор стоят у меня перед глазами.
Как понять, кто кого заказал? Кто выиграл от заказа — тот и заказал! Березовский когда-то получил Первый канал, стал фактически его хозяином. Хотя это, безусловно, не доказательство для суда. Правда, я думаю, что наш президент имеет более достоверные сведения обо всех этих событиях, и не случайно после того, как Березовский помог ему стать президентом, дал ему возможность сбежать из страны.
У Березовского был математический ум. Он гений-математик, технарь. Не успел стать профессором и академиком лишь потому, что грянула перестройка, и этот ум ему стал нужен для жульничества больше, чем для получения научной степени. Его мозг работал с бешеной скоростью и, к сожалению, подавил его сердце. И в этом была его беда. Это Березовский показал нашим будущим ворюгам, как можно дербанить Россию. Он был истинным изобретателем и остроумцем. Но все, что он изобретал, шло не на пользу Родине, а наоборот. Впрочем, у таких людей Родины не бывает. Их Родина там, где деньги.
Он всегда суетился. Он не жил! Ему всегда было мало. По большому счету его жалко. Ведь все его финансовые схемы были воровскими. Гений тьмы.
В последние годы Березовский мне напоминал Мефистофеля, которого изображали в советское время на деревянном «щелкунчике» для орехов. Глядя на него, мне каждый раз хотелось спросить: «Зачем, Боря, ты живешь?» Теперь можно только спросить, зачем он жил. Сколько в жизни он получил радости, любви, заботы?
Целесообразность вместо дружбы
Березовский — наглядный пример несчастного человека, который всю жизнь посвятил бабкам. Он действительно мало видел любви. Женщины в основном его любили за кошелек. Те, кого он считал друзьями, предали его, когда он потерял силу. Он жил в постоянном страхе. Он жил без Родины. Он все время с кем-то судился, кому-то мстил. Это жизнь?
Конечно, по-христиански Березовского простить можно. Но как жулика, с которого началось обкрадывание России, безусловно, нет. А по-человечески его и впрямь жалко. Сегодняшние наши нувориши живут по схемам, налаженным Березовским. Березовский жил, Березовский жив, Березовский будет жить! Но со знаком минус.
Своей смертью он всем нашим олигархам показал, какой бесславный конец ждет многих из них. В конце концов, их всех жалко!
Говорят, что в последнее время у Березовского была тяжелая депрессия. И вот вопрос: зачем грабил, подстрекал к убийствам, придумывал схемы, плел интриги? Бедный, бедный богатый Березовский...
Даже американцы от него отвернулись — зачем им «сбитый летчик»? Как и Ходорковский, между прочим. Те, кто потерял влияние, для американцев «сбитые летчики». Дружбы там не было, была целесообразность. Кстати, Березовский был первым, кто показал нашим олигархам, как выгодно поменять дружбу на целесообразность.
А ведь когда-то Америка ой как пасла Березовского. Тогда в Бостоне, в той же гостинице, где я остановился, проходила конференция русских бизнесменов и демократов. И проводило ее... ЦРУ! Да-да...
Вечером, когда я вернулся в гостиницу после концерта, ко мне подошел пожилой американец и на очень хорошем русском представился бывшим военным атташе посольства США в России. Теперь он возглавлял департамент ЦРУ по изучению России. Он меня узнал и хотел поболтать. Рассказал, что они сейчас проводят в этом отеле (он так и сказал, не стесняясь: «Мы проводим») конференцию русских бизнесменов и демократов. Через некоторое время к нам подошел Березовский. Они с американцем обсудили планы на завтра. Демократы тоже подходили. Все лебезили перед цээрушником.
На той конференции они выступали с докладами о демократической России, каждый лектор, как мне сказали, получил по 50 тысяч долларов. Почти все эти люди сейчас имеют высокие должности в России. Каждый раз, когда их вижу по телевидению, вспоминаю ту конференцию.
На каждого жулика всегда найдется другой жулик
Сегодня я посоветовал бы нашим олигархам задуматься о последних днях жизни Бориса Березовского. Ведь и Роман Абрамович в последнее время совсем перестал улыбаться. Он поумнее Березовского и так просто в капкан собственной жадности не попадет. Но говорят, что его яхта оборудована системой противоракетной безопасности. Значит, и он находится в постоянном страхе, то есть практически не живет.
И еще одна напомилка. На каждого жулика всегда найдется другой жулик. Более современный, обучившийся более мощным технологиям жульничества. Как говорят в народе: «На каждую хитрую задницу найдется свой болт с винтом».
Вон на Кипре что произошло? Кто-нибудь из тех, кто прячет там свои наворованные бабки, мог предположить подобное? Вдруг раз — и половина бабок исчезнет. А думали, что схоронили весьма надежно.
И ведь грохнули по распоряжению Брюсселя именно тот банк, где хранились российские деньги! Сначала выставили 20 процентов, потом 40 процентов. Еще немного времени пройдет, и выдвинут условие: все, кто хранит деньги в нашем банке, должны отдать по одной почке! :).
Жалко их все-таки, наших бедных, бедных богатых! А Березовского мы будем помнить. И жаль, что со знаком минус. Я его помню еще до всех его афер, когда с ним можно было приятно порассуждать о научных событиях, технических открытиях и даже... о квантовой механике! Интересно, о чем он вспоминал в последние минуты своей жизни? Свое детство или первую удачную сделку-разводилово?
В России разразился невероятный снегопад. Снегом словно саваном укрыло память о человеке, который после распада СССР первым наладил безудержное сверхворовство.
P.S. Сегодня в новостях новость: Березовский был задушен. Не знаю, так ли это. Возможно, англичанам выгодно устраивать провокации: задушен, отравлен, утоплен российскими властями... В конце концов, это не имеет никакого значения. Главный вопрос: на хрена Березовский играл во все эти опасные игры? Чтобы так бесславно закончить жизнь когда-то подающего надежды ученого?